Френсис Бэкон (1909-1992)
Фрэнсис Бэкон – художник уникальный во всех отношениях. Бэкона сложно отнести к какому-либо направлению: это не сюрреализм, не экспрессионизм, это не концептуальное искусство. Это абсолютно особняком стоящая фигура.
Почерк Бэкона легко узнаваем – этот художник известен изображениями Пап, деформированными портретами близких друзей, триптихами и фуриями. Его абстрактные фигуры обычно изолированы в геометрических клетках, которые дают им 3D-глубину. Художник, как правило, фокусируется на одной теме в течение длительных периодов времени. Так, с середины 1960-х годов он в основном пишет портреты друзей и собутыльников. А после самоубийства возлюбленного Джорджа Дайера в 1971 году, его искусство стало более мрачным, замкнутым и озабоченным течением времени и смертью.
Фрэнсис Бэкон «Акварель». 21х14 см. Частная коллекция. 1929
У Бэкона всегда есть общее представление того, что он хочет написать, но это представление может развиваться в процессе работы. Мысля пластическими образами, он «не иллюстрировал реальность, а создавал образы, которые есть сгущение реальности и стенография чувств».
Бэкон родился в Дублине в 1909 году, его отец и мать -англичане. Он был вторым среди пятерых детей. Отец был заводчиком скаковых лошадей. Когда началась Первая мировая война, семья переехала в Лондон, где его отец устроился на работу в военное министерство. На протяжении всего детства Фрэнсиса, семья жила на два города – Дублин и Лондон. Мальчик не получил нормального школьного образования - он страдал от астмы, уроки ему давались частным образом.
Фрэнсис Бэкон. «Фигура в пейзаже». 144х128 см. Галерея Тейт, Ливерпуль. 1945
С семьей у него всегда были напряженные отношения. В 1926 году, в шестнадцатилетнем возрасте, Фрэнсис покинул дом – отец семейства застал сына, примеряющим одежду матери. Некоторое время он жил в Лондоне. Он не имел понятия чем хочет заниматься, жил на деньги, присылаемые матерью, занимался случайной работой, воровал. «Не могу сказать, что в молодости я был, что называется, нравственным», вспоминает Френсис Бэкон.
Фрэнсис Бэкон. «Автопортрет». 78х54 см. Музей современного искусства, Форт-Уэрт. 1956
После нескольких месяцев жизни в Лондоне, он начал путешествовать по Европе. В Берлине он находился в период расцвета там декадентства. Возможно, именно в Берлине художник впервые увидел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925), который так сильно повлиял на его творчество. Из Берлина он отправился в Париж, где посетил выставку Пикассо в галерее Пола Розенберга, после которой принял решение стать художником. Помимо прочих, он посетил выставки Пикабии, де Кирико и Сутина. Несколько месяцев он жил под Парижем в небольшом городе Шантийи. Как-то в музее Конде (музее, расположенном в замке Шантийи), он увидел работу Пуссена «Избиение младенцев», она произвела на художника неизгладимое впечатление. По его мнению, Пуссен изобразил «лучший человеческий крик, когда-либо написанный».
Никола Пуссен. «Избиение младенцев». Холст, масло. 171х147 см. Музей Конде, Шантийи. 1628
Вернувшись в Лондон, первое время он занимался дизайном интерьеров и мебели, устроившись в студию на Квинсберри Мьюз Вест в Южном Кенсингтоне. Вдохновившись творчеством таких гениев, как Марсель Брейер, Ле Корбюзье и Эйлин Грей, он создавал изделия из хромированной стали и стекла.
В начале 1930-х он стал больше заниматься живописью. В возрасте 23 лет он написал первую подлинно оригинальную работу «Распятие» (1933). Герберт Рид поместил его «Распятие» в солидном издании «Искусство сегодня», она была куплена коллекционером Мишелем Садлером. Однако, его дебют успеха не имел. После такого многообещающего начала его карьера пошла под откос. Персональная выставка плохо продавалась, а «Таймс» написал негативную рецензию.
Фрэнсис Бэкон. «Эскиз портрета Ван Гога». 77х56 см. Коллекция совета по вопросам искусства, Лондон. 1957
Обескураженный, он стал уделять внимание не столько живописи, сколько азартным играм. В 1936 году Бэкон предложил несколько своих работ организаторам международной выставки сюрреалистов, картины были отвергнуты как «недостаточно сюрреалистичные». Он участвовал в выставке Молодых Британских художников, организованной Эриком Холлом в январе 1937 года. В начале 1940-х Бэкон уничтожил почти все свои ранние картины.
В студии и месте, где живет Бэкон нереальное количество книг и фотографий. Его особенно привлекают фотографии диких животных. Бэкон ссылается на Эдварда Мейбриджа (1830-1904), английского и американского фотографа, создателя хронофотографии (запись движения объекта при помощи фотосъемки). Он экспериментировал, запечатлевая движение еще в XIX веке. Мейбридж также снимал все виды деформации тела, интересные сами по себе. Будь то борьба или бокс, Бэкону нравится наблюдать за движением тел. Одно время его увлекала рентген-фотография – у художника была книга по радиографии.
Фрэнсис Бэкон. «Эскиз для трех голов». 35.5х30.5 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк. 1962
Художник болел астмой и это значило, что он был признан непригодным для службы во время Второй Мировой войны. Но он добровольно служил в частях гражданской обороны. Болезнь обострилась к 1943 году, Бэкону пришлось уйти в отставку. Ненадолго он снял коттедж недалеко от Питерсфилда вместе с Эриком Холлом. Уже в конце 1943 года они переехали на первый этаж в дом в Южном Кенсингтоне, который когда-то принадлежал художнику-прерафаэлиту Джону Милле.
В апреле 1945 года мир искусства повергла в изумление картина, которую Бэкон считал своей первой серьезной работой – «Три этюда фигур в ногах распятия». Групповая выставка, в которой участвовал Бэкон, проходила в галерее Лефевра на Нью-Бонд-Стрит. В ранних картинах художник делает акцент на голове и рте, по словам самого Фрэнсиса Бэкона, он «всегда стремился сделать рот достойным пейзажа Моне».
Фрэнсис Бэкон. «Портрет Джорджа Дайера». 38х27 см. Частная коллекция. 1966
Через несколько недель после продажи картины в 1946 году Бэкон был на пути в Монте-Карло. Там он играл безрассудно и иногда с большим успехом. Следующие несколько лет он провел на Лазурном берегу, часто с Эриком Холлом. Климат облегчал его астму, ночная жизнь удовлетворяла его желания.
Бэкон не использует холст дважды – он работает на негрунтованной стороне холста, которую нельзя очистить: краска проникает прямо в холст. К такому виду работы он пришел тогда, когда он жил в Монте Карло совершенно без денег и, соответственно, без возможности купить новый холст. Он начал писать на оборотной стороне и понял, что эта поверхность больше подходит для его работы. Задняя сторона лучше удерживает краску, с грунтованного холста все свободно стирается.
Фрэнсис Бэкон. «Набросок головы Люсьена Фрейда». 36х31 см. Частная коллекция. 1967
В 1951 и 1952 годах художник совершает поездки в Южную Африку, куда переселилась мать художника после смерти отца. Его сестры Ианта и Винни поселились в соседней Южной Родезии (современная Зимбабве). Во время обоих визитов художник был поражен видом диких животных. Во время своего первого путешествия в 1951 году он остановился на пару дней в Каире. Бэкон восхищался древнеегипетским искусством и позднее утверждал, что достижения этого искусства были непревзойденными. По словам Бэкона, «Египетские статуи – это величайшее искусство, из всего когда-либо созданного. Все египетское искусство – попытка победить смерть».
«Папа Иннокентий Х» кисти Веласкеса – один из шедевров испанского художника – был интерпретирован Бэконом в работе «Вариация на тему портрета Папы Иннокентия Х» в 1953 году.
Фрэнсис Бэкон. «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» . 147х198 см. Художественный музей, Портленд. 1969
В 1950-х его международная репутация продолжала расти. В 1954 году он выставлялся вместе с Беном Николсоном и Люсьеном Фрейдом в Британском павильоне на Венецианской биеннале. Находясь в Риме (он не смог присутствовать на биеннале), он намеренно избегал встречи с картиной Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия Х» (1650) в галерее Дориа-Памфли. В 1953 году у Бэкона состоялась первая персональная выставка в Нью-Йорке в Durlacher Brothers, а в 1957 году - в Galerie Rive Droite в Париже.
К 1957 году творчество Бэкона претерпело изменения, что стало очевидным на его выставке в Ганноверской галерее в марте того же года. Там он представил шесть картин, вдохновленных Ван Гогом «Художник на пути в Тараскон» (1888).
Фрэнсис Бэкон. «Портрет Питера Борода». 388.5х28.5. Частная коллекция. 1976
В октябре 1958 года художник подписал контракт с «Мальборо Файн Арт» после того, как его руководство предложило взять на себя значительный долг Бэкона в размере 1242 фунтов стерлингов, который он тогда был должен Ганноверской галерее.
Три года спустя, в 1961 году, в качестве новой студии он занял переоборудованный сарай «7 Риз Мьюз» в Южном Кенсингтоне, прямо за углом своей старой студии на Кромвель-Плейс. С годами она превратилась в захламленное пространство с яркими мазками и наростами краски на стенах и дверях. Здешние слои пыли, мусора и токсичных пигментов могли только усугубить его хроническую астму. Студия стала полноценным визуальным миром Бэкона. Он почти отказался от живописи с натуры.
Фрэнсис Бэкон .«Песчаная дюна». 198х147 см. Частная коллекция. 1981
Одним из живых художников, к которому он питал большое уважение, был швейцарский скульптор и рисовальщик Альберто Джакометти, хотя Бэкон в основном одобрял его рисунки. Они встречались несколько раз во время подготовки к ретроспективе Джакометти в Тейт в 1965 году, но смерть Джакометти в следующем году оставила мало времени для развития их дружбы.
Конец 1970-х знаменует собой череду персональных выставок по всему миру. Они охватывали несколько континентов: от Мадрида и Барселоны в 1978 году до Токио, Киото и Нагои в 1983 году и Вашингтона в 1989 году. В 1985 году лондонская галерея Тейт снова провела большую ретроспективу, на этот раз со 125 полотнами. Спустя три года в Третьяковской галерее в Москве прошла ретроспектива 22 работ. Это была первая выставка крупного западного художника в Советском Союзе.
Большую часть дня художник проводил в Колони-рум, клубе в Сохо с его открытия в 1949 году. Это место, где люди чувствовали себя раскованно и забывали о своих проблемах, где всегда было оживленно и весело. Все, кого он писал – это не незнакомые люди, а те, которых он встречал в пабах или знал. Он всегда старался создать образ их голов, а не буквальный портрет. Так, вдохновленный полицейскими фотографиями и Изенгеймским «Распятием» Маттиаса Грюневальда в 1984 году он создает триптих «Три портрета Джона Эдвардса». В эти годы художник писал по памяти некоторых своих друзей. Среди них можно встретить Изабель Раусторн, Люсьена Фрейда, Генриетту Мораис, Жоржа Даера, Джона Эдвардса. А автопортреты в его творчестве можно встретить крайне редко – Бэкон создавал их лишь в том случае, когда никого не было рядом, он не любил свое лицо.
Фрэнсис Бэкон. «Эскиз быка». 80х65 см. Частная коллекция. 1991
В течение 1980-х годов Бэкон упростил свой изобразительный язык, сократив его до основных элементов. Человеческое тело было жестоко сокращено до культи и пары ног («Исследование человеческого тела», 1982) или его остатков («Кровь на полу», 1986). Его техника стала, пожалуй, более утонченной. Среди наиболее впечатляющих достижений последнего десятилетия были два портретных триптиха: «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) и «Три этюда для автопортрета» (1985-1986). Обе картины передавали необычное для полотен Фрэнсиса чувство – чувство спокойствия.
В последние годы своей жизни и в период ухудшения здоровья (в 1989 году была удалена раковая почка) он поддерживал страстные отношения с молодым культурным испанцем, с которым познакомился в 1987 году. Вопреки совету врача Бэкон совершил поездку в Мадрид в апреле 1992 года. Через несколько дней после прибытия он тяжело заболел и был доставлен в медицинскую клинику. 28 апреля у него случился сердечный приступ, и он умер. Останки Бэкона кремировали в Испании, и, как он и просил, никакой службы не было. Его прах был перевезен в Англию, где его развеяли по частям. Бэкон назвал Джона Эдвардса единственным наследником своего состояния.
Международные выставки картин Бэкона продолжались на протяжении 1990-х годов и в последующий период. Наиболее известные из них были в Музее Коррер, Венеция (1993); Центр Жоржа Помпиду, Париж (1996); Галерея Хью Лейн, Дублин (2000); Gemeentemuseum, Гаага (2001); Museo Serralves, Португалия (2003); Музей истории искусств, Вена (2003); институт Валенсии, Валенсия (2004); национальные галереи Шотландии, Эдинбург (2005); K20 Kunstsammlung, Nordrhein-Westfalen, Дюссельдорф (2006); Палаццо Реале, Милан (2007); Тейт Британия, Лондон (2008) и Национальный музей Прадо, Мадрид (2009).
С момента его смерти репутация и рыночная стоимость работ неуклонно росли, и на сегодняшний день его картины являются одними из самых известных, дорогих и востребованных. В 2013 году «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» установили мировой рекорд как самое дорогое произведение искусства, проданное на аукционе.