Проперция де Росси (1490-1530)
В самом центре Флоренции есть место паломничества искусствоведов: над мостом Понте Веккьо прямо над головами многочисленных туристов находится коридор Вазари. В этой галерее, названной в честь художника и критика эпохи Ренессанса Джорджио Вазари, находится самая большая коллекция автопортретов художников в мире с XV века по наши дни. Этот коридор длиной почти километр приглашает окунуться в историю западного искусства. Нельзя не заметить, как здесь мало женщин: среди 1700 автопортретов всего 7% женских. Такую же ситуацию наблюдаем во всех знаменитых музеях и галереях мира. Женщины – натурщицы, музы, но редко художницы. Можно ли это списать на отсутствие таланта или дело все же в другом – в старинных предрассудках?
Добродетель, скромность и послушание – вот основные качества женщин эпохи Ренессанса. Им приходилось скрывать свою индивидуальность за ширмой внешних приличий. Женское творчество в этот период сводилось к вышиванию и шитью. Но в начале XVI века одна итальянка решила нарушить установленный порядок вещей. Проперция де Росси родилась в Болонье в семье нотариуса по имени Джованни Мартино Росси да Модена. Как женщина эпохи Возрождения, она изучала живопись, музыку, танцы, поэзию и классическую литературу. Рисунком же ей посчастливилось заниматься под руководством лучшего в своей области гравера-художника Маркантонио Раймонди. Проперция получила образование в Болонском университете.
Большинство созданных ей работ не уцелели, но об ее таланте мы узнали из нескольких барельефов, которые были созданы Проперцией в конце 20-х годов XVI века. Среди них можно найти рельеф с парой ангелов, с Соломоном и царицей Савской, с Иосифом. Но даже по этим малочисленным работам можно судить об удивительном таланте скульптора.
В юности она еще не определилась, в какой области она бы хотела проявить себя, но нашла свое направление, когда попробовала себя в скульптуре, создавая небольшие, но детализированные произведения искусства на абрикосовых, персиковых и вишневых косточках. Тема этих маленьких «фризов» зачастую была религиозной.
Настоящая загадка заключается не столько в том, почему она обратилась к дешевым, легко доступным фруктовым косточкам, сколько в том, как она овладела искусством скульптуры и стала способной к мраморной резьбе. Вазари в своем «Жизнеописании» опустил детали обучения де Росси несмотря на то, что обычно он включал эту информацию. Вместо этого Вазари переходит от ее ранней резьбы к зрелым мраморным работам, которые ей было поручено сделать для фасада базилики Сан Петронио в Болонье, не объясняя, как она приобрела необходимые специализированные навыки.
К сожалению, о художнице мало что известно - она не оставила ни дневников, ни писем. Однако сохранились фрагменты ее ранних работ. Так, в работе «Grassi Family Crest», филигранном гербе из серебра, скульптор в местах вставок использовала сливовые и персиковые кости. Ей не позволяли работать с камнем, и она украсила потрясающими барельефами обычные косточки от фруктовых деревьев.
Проперция де Росси. Резная миниатюра
В 1525 году в тридцатипятилетнем возрасте, она отточила свое мастерство и решила наравне с мужчинами побороться за место в группе скульпторов, оформлявших базилику Сан Петронио в главном соборе Болоньи. Она победила, хотя об этом трудно догадаться, учитывая, куда поместили одну из ее работ. В дальнем углу собора находится мраморный шедевр скульптора. Он изображает притчу про Иосифа и падшую женщину - жену Потифара.
Ирен Грациани, профессор истории искусства в Болонском университете и соавтор труда «Properzia de’ Rossi: Una scultrice A Bologna nell’ eta di Carlo V» (2008), интерпретирует эту скульптуру как свидетельство того, что де Росси черпала вдохновение у других художников. Она отмечает ритмическую последовательность вертикалей и диагоналей, напоминающих Рафаэля, нежность Корреджо и анатомически правильную руку, сродни работам Микеланджело. Перед нами произведение, выполненное в «современной для Ренессанса манере», в котором, синтезируя общие тенденции, характерные эпохе, скульптор достигла уникального собственного стиля.
Проперция де России. Иосиф и жена Потифара
Проперция усвоила саму суть искусства ренессанса – обнаженную натуру, но была одна проблема: приличной женщине не позволялось изучать и изображать мужскую анатомию. Почему Проперция не стала широко известной? Анатомические правильные скульптуры ее выдавали – она знала слишком много.
Женщина-скульптор вторглась в мир мужчин – художники не могли не отреагировать на ее появление. Ее главным врагом был художник Амико Аспертини (1475-1552). Амико распространял о ней дурные слухи, пытался запятнать репутацию. Из-за непрекращающихся сплетен де Росси оставила работу.
В дополнение к биографии де Росси, написанной Вазари, ученые обнаружили кладезь информации из неожиданного источника - криминальных записей Болоньи. Де Росси дважды предстала перед судом: сначала за то, что якобы уничтожила сад своего соседа, а затем за вторжение в чужие владения и нападение на другого художника (включая бросание краски ему в лицо и царапание глаз). «Кажется, в свое время она была талантливой скандалисткой», - сказала Фредрика Джейкобс, почетный профессор истории искусств Университета Содружества Вирджинии, специализирующийся на итальянском Ренессансе.
Через 5 лет после оформления церкви она умерла: нищая и одинокая в больнице для бедных. День ее смерти был безошибочно отмечен в записях из-за публичного спектакля, состоявшегося в тот же день. Она умерла в день коронации Карла V Климентом VII, 24 февраля 1530 года. Печальный конец для единственной женщины из 142 художников, которых великий искусствовед Джорджио Вазари включил в свою знаменитую книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». По мнению Вазари, «Будь у нее столько же удачи и поддержки, сколько таланта, она бы не умерла в безвестности, а затмила бы лучших резчиков по мрамору».
Луи Дюси. Холст, масло. «Проперция де Росси заканчивает барельеф». Музей епархии Лиможа. 1822