Пьер Огюст Ренуар

Пьер Огюст Ренуар

Его называли живописцем счастья, мастером гармонии, поэтом детей и женщин. В кругу импрессионистов Ренуар был самым уравновешенным, тактичным и больше своих собратьев готовым на соглашение и компромисс.

Его прямым антиподом был Поль Сезанн — одинокий, упорно-неуступчивый, презиравший общедоступное искусство. Ренуар же, похоже, просто не знал, что такое нетерпимость фанатика, безоглядность бунтаря, доктринерство теоретика. Его искусством всецело управлял принцип реальности. Правда, он говорил, что было время, когда и он искал невозможного, однако никогда эти поиски не заходили слишком далеко. Помимо прочего, живопись Ренуара ярко национальна: это воплощение душевной нормы и жизнерадостной трезвости французского характера.

Пьер Огюст Ренуар – "Автопортрет", 1899

Сын портного, Пьер-Огюст Ренуар родился в 1841 году в Лиможе, подростком занимался росписью фарфора и декоративных занавесей, потом учился в Париже в академии Глейера и в 1864 году выставил в Салоне картину "Эсмеральда" — композицию по роману Гюго " Собор Парижской богоматери" (впоследствии им уничтоженную).

Он так легко и удачливо ступил на стезю парижского живописца, что казалось — удача сама собой дается ему в руки. Он начинал как баловень удачи и в сущности остался им навсегда. Один за другим он пишет женские портреты — " Лиза" , " Портрет мадемуазель Ромен Лако" 

Пьер Огюст Ренуар – "Портрет мадемуазель Ромен Ланко", 81x65 см, 1864

В этих элегантных и артистических вещах очевидно огромное дарование Ренуара и его открытое доброжелательство к людям. "Лиза" — женская фигура в саду, с лицом, затененным раскрытым зонтиком. В том же 1867 году сходный мотив выбрал и Клод Моне, родоначальник импрессионизма. В " Даме в саду" Моне уже ощутимо предвестие нового стиля: небывалой интенсивности солнечный свет, заливающий картину,— это не частная подробность, а явление новой художественной программы. У Ренуара ничего подобного нет, он едва ли испытывал соблазны первооткрывательства и безусловно чуждался концептуальности. В ранний период он писал в апробированной жемчужно-серой гамме, в добротной манере поэтического реализма, напоминающей Коро и Курбе, и ничуть не смущался этим.

Пьер Огюст Ренуар – "Лиза с зонтиком", 184x115.5 см, 1867

Приход Ренуара к импрессионизму совершился внезапно и, наверно, неожиданно для него самого. " Я никогда не знаю накануне, что буду делать завтра. Я пишу так, как Бог на душу положит". В этих словах, сказанных Ренуаром гораздо позднее, отнюдь не кокетство метра, а чистосердечная констатация: ему и правда была свойственна счастливая безотчетность письма. Чего он никогда не смог бы, это написать, как Моне или Сезанн, картину-декларацию, картину-манифест. Он видел в живописи приватное занятие. Поэтому он не создал школы и не воспитал учеников. Что бы он ни писал, он всегда оставался обаятельно непосредственным, прежде всего и только самим собой.

Пьер Огюст Ренуар – "Портрет актрисы Жанны Самари", 56×46 см, 1877

Вскоре после "Лизы" Ренуар написал "Лягушатник" (так называлась купальня в парижском пригороде). Он написал по-воскресному одетых горожан, нескольких купальщиков, парус на воде и яркую зелень. Беглость, солнечный блеск, воздушные «мгновенья» чувственной радости, то есть поэзия и философия импрессионизма, передающего жизнь как она есть, без театральщины, притворства и нравоучительства, конечно, пришлась Ренуару по душе. Импрессионизм для Ренуара не столько художественный метод, сколько способ отношения к жизни. Он сам смолоду жил той жизнью, которую писал. Его легко вообразить купальщиком " лягушатника" , завсегдатаем танцулек в Мулен де ла Галетт, флиртующим с лукавыми модистками, приятелем мускулистых лодочников на Сене. 

Пьер Огюст Ренуар – "Лягушатник", 66×81 см, 1869

"Глядя на воду Ренуара,— великолепно заметил О. Мандельштам,— чувствуешь волдыри на ладони, как бы натертые греблей." 

Впрочем, импрессионизм — это молодость Ренуара; она прошла, и он недолго оставался среди " отверженных" . Быть отверженным, непонятым и нелюбимым Ренуар и не мог, и не хотел. Любивший жизнь и людей, он не был создан для безответной любви. К тому же его мирную натуру раздражала атмосфера скандала, на долгие годы сгустившаяся вокруг импрессионистов; если же временами скандал стихал и наступало молчание, словно их совсем не было, Ренуар терялся и страдал. Первым среди " отверженных" Ренуар вернулся в официальный cалон, вернул себе расположение публики, добился благосостояния. И это было так естественно для него, что не вызвало ни разрыва с друзьями, ни обид и недоразумений.

Пьер Огюст Ренуар – "Большие купальщицы", 117,8×170,8 см, 1884—1887

В годы окончательной зрелости, примерно с 1880-х годов, Ренуар выработал свой собственный, очень оригинальный и впечатляющий стиль. Вкратце он заключался в соединении импрессионистского колорита, острой психологической характеристики модели и пластических реминисценций из художников прошлых эпох — от романтиков (Делакруа) до классицистов (Пуссен). Восприимчивость Ренуара, дар усвоения и гармонизации позволили ему сплавить эти сугубо неоднородные элементы. Результаты поражают воображение. Создавшаяся годами сюита обнаженных купальщиц, дети, девушки — вот круг мотивов зрелого Ренуара.

Пьер Огюст Ренуар – "Танец в городе", 179.7×89.1 см, 1883

"Живопись Ренуара,— писал В. Гаевский,— празднична, наблюдательна и поэтична. Эти женщины, освещенные солнцем, эти девушки с рыжеватыми челками, с телом кормилицы и сильфиды, эти детские лица, покрытые нежным румянцем, создают мир, чуждый искусственности и чуждый вульгарности, не знающий, что такое усталость".

Пьер Огюст Ренуар – "Бал в Мулен де ла Галетт", 131×175 см, 1876

"Девочки за чтением»" — образец ренуаровского " детского" жанра, создаваемого на рубеже 1890-х годов. Этот маленький шедевр не нуждается в толковании и пояснительных словах, они могут только испортить впечатление, все совершенно ясно и без них. Это пример самодостаточной живописи, которая раскрывает и поясняет сама себя. Но может быть, стоит заметить, что " Девочки за чтением" — вполне рядовая работа зрелого Ренуара: на таком уровне, с таким виртуозным, ослепительным мастерством Ренуар писал изо дня в день на протяжении не менее чем двух десятилетий — примерно до начала 1910-х годов. Он продолжал работать и позднее, вплоть до самой кончины в 1919 году, хотя из-за болезни — жестокого ревматизма рук — на прежней высоте не мог удержаться. Маститый и славный, он жил в Париже — в Париже и умер.

Пьер Огюст Ренуар – "Две девочки за чтением ", 56,5 x48,2 см , 1890

Ренуар в полной мере олицетворяет почти легендарный образ вольного парижского художника; разумеется, он лишь серьезнее, чем то допускает легенда. Созданные Ренуаром пленительные колористические гармонии — нечто большее, чем пленэр, чем воздух Парижа и небо Франции. Это сияние мира в тот краткий миг, когда человек не чувствует себя с ним в разладе.


Наверх