Жан-Мишель Баския: лучезарное дитя
Баския – один их самых известных неоэкспрессионистов. Интерес к его жизни и творчеству не угасает до сих пор. Он нем снимают фильмы («Баскиа», «Downtown 81», «Жан-Мишель Баскиа: Лучезарное дитя», «Баскиа: взрыв реальности» и другие) и пишут книги («King for a Decade: Jean-Michel Basquiat», «Jean-Michel Basquiat: work from the Schorr Family Collection», «World are all we have: painting byJean-Michel Basquiat», «Life doesn’t frighten me», «Bsquiat-isms», «Basquiat»).
Художник за работой
Жан-Мишель Баскиа: лучезарное дитя – один из тех фильмов, что были переведены на русский язык. Фильм был снят в США в 2010 году, его удостоили некоторых наград - «Sundance Film Festival» и «SXSW Film Festival».
Жан-Мишель Баскиа. «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Частная коллекция. 1981
В начале 1980-х годов, когда новый художественный авангард разукрашивает стены Нью-Йорка, в самом сердце города-банкрота бруклинский подросток готовится изменить ход истории искусства. Сын таитянина и пуэрториканки, он даст искусству новую жизнь и станет первым чернокожим западным художником, показавшим современное искусство всему миру. Его история начинается в Нью-Йорке, когда ему всего 15 лет. Баскиа заслужил признание с невероятной быстротой - всего за 7 лет. Он словно Рембо в современном мире, его работы несут в себе юность. Кажется, что он жил больше века назад, хотя прошло около 20 лет.
Жан-Мишель Баскиаю «SAMO мертв». 1982
Мать художника очень поспособствовала его творческому развитию – она знакомила его с современным искусством, показала картины таких художников, как Пикассо (особенно его впечатлила «Герника»), его видение мира постепенно преображалась. Она же подарила сыну анатомию Генри Грея, после несчастного случая, когда Жана Мишеля сбила машина.
Уже в конце 1970-х он был известен за свои граффити под ником Само, но никто еще не знал его в лицо. Он делал свои рисунки по всему Сохо, а потом быстро убегал, так что никто никогда не видел, как он делает их, и кто он вообще такой. Он часто рисовал рядом с галереями искусства, как будто он делал все только ради искусства.
Жан-Мишель Баскиа. «Группа специалистов». Музей изящных искусств, Монреаль. 1982
Баскиа был своего рода первооткрывателем. Иногда он был расстроен от того, что он не умел рисовать как художник. Но ему это и не надо было – он был чем-то иным. Он стоял особняком в мире граффити, где чаще не было одиночек, а были банды или команды.
В 1981 году художник пишет автопортрет – посмертную маску, современную дань тщеславия Гольбейна и Пикассо. Он обращается к теме человека, встречающегося с вечностью. Черепа становятся постоянным элементом его работ. А темами – человеческое тщеславие, хрупкость жизни, неизбежность смерти. За всей кажущейся простотой в рисовании, непринужденностью юности скрывается то, что Баскиа видел, но никогда не осознавал.
Жан-Мишель Баскиа. «Голливудские африканцы». Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк. 1983
Ему не пришлось долго ждать своего вступления в мир великого искусства - всего за 3 года он преодолел путь с улицы до самых вершин. Баскиа мог работать одновременно над десятью или даже двадцатью картинами. При работе он часто слушал музыку, много двигался. Он постоянно рисовал, прекращая работу лишь на сон. Он создал очень много произведений, очень. Такой многосторонне развитый, он писал стихи, снимал фильм «Даунтаун-81», он играл в группе под названием Grey.
Жан-Мишель Баскиа. «Логотип». Частная коллекция. 1984
Он часто рисовал образы из телевидения, ему всегда был необходим источник, откуда он мог брать символы. Баскиа часто пририсовывал корону над головой темнокожим атлетам или джазовым музыкантам, или любому другому темнокожему, которого он бы хотел отметить, как короля. Как известный художник он дал им возможность войти в галереи через парадный вход, таким образом реабилитируя их всех. Корона – типичный символ в граффити, встречающийся на протяжении многих лет. Те, кто считал себя лучшими, пририсовывали маленькую корону над своей головой, так они обозначали свое великолепие.
Жан-Мишель Баскиа. «Труба». Частная коллекция. 1984
Настоящие бедствие Нью-Йорка того времени – наркотики. Начав зарабатывать все больше и больше, Баскиа начал принимать кокаин. Его бывшая девушка Сюзанна в фильме проводит целую классификацию работ в зависимости от наркотика, который он принимал, пока писал их. Когда он рисовал очень детализированные рисунки, он был под кокаином, а под героином он рисовал большими экспрессионистскими мазками. Казалось, он всегда был в состоянии легкого помешательства, он мог не спать ночами, создавая одну работу за другой.
Жан-Мишель Баскиа. «Сиенна». Частная коллекция. 1984
Жан стал не просто художником, его искусство стало товаром. В 1981 году его первые работы стоили в районе двухсот долларов, через год цена на его работы взлетела до двадцати тысяч. он был настолько популярен и богат, что не знал, что с этим делать. Будучи самым любимым и узнаваемым художником, он попадает на обложку «The New York times».
В 23 года молодой художник закрывает за собой дверь студии на Кросби-стрит и отправляется на встречу своей судьбе. Новую студию он арендовал у Уорхола. Встреча с Жаном-Мишелем вдохнула новую жизнь в работы Энди Уорхола, он и сам вновь ожил. Около десяти процентов работ Баскиа были выполнены совместно с Уорхолом, почти все они крупномасштабные. Это были ансамбли небольших зарисовок, вроде джазовых импровизаций или этюдов. Энди очень нравилась энергия молодого художника и он с удовольствием присоединялся к работе. В большинстве случаев начинал рисунок Уорхол, а завершал уже Баскиа.
Жан-Мишель Баскиа. «Тенор (Развитие)». Частная коллекция. 1985
Кто ученик, а кто учитель? Как будто встретились старые и новые миры. Поп-арт только успел завоевать художественный мир и как раз в это время на сцену выходит молодой двадцатипятилетний гений. Уорхол постоянно повторяет сам себя, в то время, как Жан-Мишель с дерзостью указывает ему новый путь. Чувственное искусство диаметрально противоположное холодным и механическим творениям.
В 25 лет, после провала одной из выставок, он отправляется на поиски себя. Художник посетил Абиджан, Кот-д’Ивуар.Он хотел показать свое искусство в странах, откуда идут его корни. В самом начале своего путешествия Баскиа ждет разочарование - он мечтал встретиться с современными африканскими художниками, а вместо этого нашел мирок, в котором нет ничего, кроме пост-колониальной атмосферы, однообразных лакированных выставок и приемов у посла. Погрузиться в африканскую культуру ему удалось лишь, познакомившись с племенем синуфо в Корхого. Только тогда ему удалось раствориться в Африке.
Жан-Мишель Баскиа. «Виктор». Музей американского искусства Амона Картера, Форт-Уэрт. 1987
«Я стал свидетелем того, как он себя вел перед последним показом в одной из галерей. Он не хотел туда идти, он очень сильно боялся», «Самое ужасное, что он был совсем один. Это было очень печально», «Казалось, что рисование больше не доставляет ему удовольствия, как раньше» - друзья Баскиа вспоминают последние годы его жизни.
Страдающий от героиновой зависимости, окончательно сокрушенный, одинокий как никогда, Жан-Мишель Баскиа создает самые яркие картины. Он противопоставляет темноте своей жизни красочность картин большого формата, как будто его жизнь зависит только от цветов, слов и вымышленных персонажей. Он работал три дня и три ночи, чтобы в итоге, а в апреле 1988 года явить миру свои шедевры в лице своей последней выставки.
Жан-Мишель Баскиа. «Без названия (автомобиль)». Частная колекция
В 1988 среди кошмаров Бруклина двадцатисемилетний Баскиа начинает свою последнюю схватку – на Грейт Джонс Стрит он пишет в своей студии, покрывает свои полотна словами, описывающим историю его жизни. Его работы – это наше наследие, но сам Мишель Баскиа этого уже не узнает. Незадолго до смерти он написал картины, названные «Эроика 1» и «Эроика 2» они были как классические музыкальные пьесы. Также он написал «Верхом на смерти» совсем перед гибелью. «Я увидела у него кошмарный автопортрет и помню, что сказала – в нем поселилась смерть». На этом полотне изображена смерть, скачущая на какой-то лошади или на скелете».
Никто не мог поверить в то, что он умер. За свою недолгую жизнь Жан стал связующей нитью между культурами. Он скончался 12 августа 1988 года от передозировки наркотиков в возрасте 27 лет.
Жан-Мишель Баскиа. «Верхом на смерти». Частная коллекция. 1988
Баскиа в фильме представлен кем-то вроде иконоборца. Со своей неоэкспрессионистической живописью он ворвался в художественную культуру Нью-Йорка именно тогда, когда в моде были концептуальное искусство и минимализм. Фильм рассказывает о его успехах не удачах, о его любви и дружбе, о его депрессии и тревогах. Командой создателей были собраны уникальные архивные материалы, в том числе интервью с самим художником, беседы с его товарищами.
Искусствовед Манеева Анна