Выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»
В первые два десятилетия после окончания Второй мировой войны в изувеченной бомбардировками столице Великобритании знакомились друг с другом, учились и принимали участие в своих первых выставках художники, которых сегодня принято объединять термином «Лондонская школа». Они исследовали внешнюю оболочку и хрупкость человеческой фигуры и создавали ее впечатляющие изображения, внося тем самым особый вклад в наиболее своеобразную линию развития современного британского искусства: живопись становилась для них зафиксированным свидетельством личного, зачастую глубоко прочувствованного жизненного переживания.
До 19 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (Москва) проходит выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». Первая в своем роде, выставка демонстрирует 80 живописных и графических работ художников уникальной в своем роде школы, многие из которых приехали в Москву впервые. Выставка уже прошла в Лондоне, Лос-Анжелесе, Малаге и Орхусе.
За основу выставки кураторами были отобраны картины представителей Лондонской школы: Бэкона, Фрейда, Китая, Ауэрбаха, Коссоффа, Эндрюса. Наряду с работами этих шести художников на выставке в Пушкинском музее представлены работы четырех других мастеров, тесно связанных со школой - Дэвида Бомберга, Уильяма Колдстрима, Паулы Рего и Эвана Углоу. Практически все произведения, представленные на выставке, происходят из собрания Тейт.
Несмотря на мировую известность этих мастеров, в России с творчеством художников Лондонской школы (помимо, может быть, Бэкона) мало кто знаком. До сих пор была издана лишь монография Бэкона и редко зритель мог видеть работы Коссоффа, Фрейда и Ауэрбаха. Выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» призвана восполнить этот пробел.
На протяжение всей творческой жизни отношения всех выше перечисленных мастеров были пронизаны духом дружбы и взаимного уважения. Многие художники Лондонской школы были уже хорошо известны и даже знамениты до того, как группа получила свое название. Важно, что не существовало никакой «школы» или общего стиля, эти художники происходили из разных слоев общества, восприняли разное влияние.
В 1976 году Р.Б.Китай, выступивший куратором выставки «Человеческая глина» (намек на стихи Уинстона Хью Одена) по приглашению Совета по искусству Великобритании, отобрал группу Британских работ, связанных общей темой. На выставке, проходившей в галерее Хейворд, были представлены работы 48 художников. Среди них были картины Бэкона, Фрейда, Ауэрбаха, Коссоффа, Мура, Ходжкина, Хокни, самого Китая и других. Предисловие Китая к каталогу, в котором он предложил идею Лондонской школы, стало одним из ключевых художественных исторических текстов того периода.
Несмотря на не английское происхождение многих художников Лондонской школы (Ауэрбах и Фрейд родились в Германии, Китай – в США, Коссофф был сыном эмигрантов из России), все они, за исключением Бэкона, получили профессиональное образование в Лондоне и были сформированы определенной традицией, в рамках которой важную роль играло рисование с натуры.
В отличие от абстрактного и концептуального искусства, мастера Лондонской школы продолжали работать в рамках традиции фигуративной живописи. Эти художники не просто старались идти в ногу с развитием искусства того времени, они старались представить реальную и временами «суровую» сторону жизни в ее наиболее чувственном и осязаемом представлении. Там, где послевоенные художники в Нью-Йорке почти отказались от традиционных жанров живописи, английские художники модернизировали их, экспериментируя с формальными возможностями, скрытыми в старых формах.
Большинство считает Фрэнсиса Бэкона лидером Лондонской школы. Безусловно, он был самым успешным художником того времени, и его художественное влияние было неоспоримо. Группа художников, отмеченная близкой дружбой, часто собиралась в любимом питейном клубе в Сохо - «Колони рум».
В то время как все художники, связанные с Лондонской школой, были индивидуалистами по стилю, европейские мастера повлияли на всех них. Так, Фрэнсис Бэкон находился под влиянием ряда старых мастеров на протяжении всей своей карьеры, в том числе Николя Пуссена, Франсиско де Гойя и Рембрандта, но самое значительное влияние на него оказало творчество Диего Веласкеса. Люсьен Фрейд, известный своими психологическими портретами близких друзей и членов семьи, находился под особым влиянием Леонардо да Винчи, Жан Огюста Доминика Энгра и Рембрандта. Тициан и Рубенс повлияли на Ауэрбаха.
Помимо шедевров европейских мастеров, на художников Лондонской школы существенно повлияли фотография и кино. В «Оленем заповеднике» (1962) кисти Эндрюса можно найти Мерилин Монро, написанную по фотографии. А Р.Б.Китай применял в своих картинах технику коллажа, используя различные источники, относящиеся к фотографии, кино, истории и политике.
Еще одним доминирующим влиянием для Лондонской школы художников была популярная культура, что в первую очередь видно в работах Дэвида Хокни и Р. Б. Китая. Популярные фотографии и фильмы имели важное значение для их работ, и оба черпали из литературных источников, иногда включая строки текста в свои работы. Работа Китая часто указывала на литературные тексты; его картина «Если нет, то нет» (1975-1976) относится к знаменитой поэме Т. С. Элиота «Бесплодная земля» (1922) и включает в себя портрет поэта.
Важной темой в творчестве художников были изображение городского облика после военных бомбардировок. В эпоху реконструкции с 1950-х по 1960-е годы в городской обстановке повсюду были руины и переходы, и художники, такие как Коссофф и Ауэрбах, использовали стиль импасто для изображения знакомых мест, которые превратились в своего рода портрет города.
Лондонская школа стала частью более широкого направления в европейском и американском искусстве -«New Spirit Painting», которое получило свое название от выставки 1981 года «Новый дух в живописи», проходившей в Королевской академии искусств в Лондоне. Выставка должна была стать полной демонстрацией современной живописи и объединила британских художников, таких как Китай, Фрейд и Бэкон, с немецкими художниками-неоэкспрессионистами той эпохи, включая Ансельма Кифера, Георга Базелица и Герхарда Рихтера, а также работы американских художников Виллема де Кунинга, Фрэнка Стеллы и Джулиана Шнабеля.
Впоследствии термин «Новая духовная живопись» получил двоякое употребление: он воспринимался как синоним неоэкспрессионизма в целом, но в основном использовался в Великобритании для обозначения работ, которые не полностью вписывались в это движение. Соответственно, этот термин в Британии стал характеризовать возрождение интереса к фигуративной живописи, который как привлек, так и возродил интерес к художникам Лондонской школы, включая Фрейда, Бэкона и Китая