Нисский Георгий Григорьевич

Нисский Георгий Григорьевич

Выставка, которая проходит в Институте русского реалистического искусства приурочена к 115-летию со дня рождения художника. Георгий Нисский – один из самых ярких художников в советской живописи, человек, вдохновленный движением. Ученик Роберта Фалька и Александра Древина вобрал в себя все лучшее от своих учителей.

Архитектура выставки представляет из себя особую конструкцию – «нисский горизонт», который совпадает с горизонтом на его работах - получается цепочка работ, словно идущих друз за другом. Мы ощущаем совсем другой эффект, чем если смотреть на его работы, висящие на привычных нам музейных стенах.

Творчество его было востребовано в течении всей жизни художника, поэтому картины Нисского находятся во многих крупных и не очень музеях бывшего Советского Союза. Сотрудничество ИРРИ с более чем 20 музеями привело к созданию в своем роде уникальной выставки, которая позволяет проследить эволюцию творчества от начала до самых последних работ. Работы для выставки были любезно предоставлены музеями из Астрахани, Волгограда, Тамбова, Екатеринбурга, Перми. Крупнейшие московские (Государственная Третьяковская галерея) и Санкт-петербургские (Государственный Русский музей) музеи также выделили некоторые работы для выставки.

Помимо картин Нисского, Институт русского реалистического искусства включил в состав выставки работы таких мастеров, как Рерих, Дейнека и даже Марке, французского художника, восхищавшегося творчеством Георгия Григорьевича. Как-то Марке был приглашен в СССР и, когда его спросили работы какого советского живописца понравились ему больше всего, он ответил: «Простите, но я очень полюбил работу молодого Нисского, его пейзаж «Осень». Их любовь была взаимна, Нисский с трепетом рассказывал о том, как замечательно Марке пишет море.

Выставка начинается с небольшого мемориального зала, в котором собраны такие уникальные документы, как первые рисунки, расчётная книжка, билет стрелка тира I класса, удостоверение Всекохудожника (выданное в 1935 году), и даже удостоверение яхтсмена. В этом зале мы можем понять какую роль в жизни художника играл спорт. Спорт всегда был значимой частью Нисского – в годы учебы во ВХУТЕМАСе он, например, занимался волейболом. А в 1944 году он становится чемпионом Москвы по парусному спорту.

«Увлекся спортом самозабвенно. Мастерство волейболиста постиг быстрее, совершеннее и глубже, чем мастерство живописи, и, признаюсь, то часто писал урывками между состязаниями и матчами. Жил в спортзале, в мастерскую забегал».

Впоследствии он понимал какой пробел оставили после себя эти прогулы и невнимательное отношение к учебе – ему тяжело давались человеческие фигуры. С течением времени Нисский уходит от изображения людей, в зрелые годы творчества люди на его картинах скорее, как стаффаж (похожая ситуация наблюдается у романтиков XIX века, например, у Фридриха Давида Каспара).

Одна из самых интересных работ в этом зале – это дипломная работа Георгия Григорьевича, которая представляет собой многофигурную композицию. «Интернационал на «Жиль-Барте» вскоре после показа приобрела Третьяковская галерея. Свой стиль художник нашел не сразу – вначале он подражал, но через это подражание отчаянно создавал свой художественный язык. Не напрасность поисков можно проследить уже в дипломной, первой серьезной его работе. Она отличается отсутствием хрестоматийности, своим, личным отношением, взволнованностью чувств.

 

Георгий Григорьевич Нисский. «Интернационал на «Жиль-Барте». Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году». Государственная Третьяковская галерея. 1929-1930 годы

Если первый зал знакомит нас с биографией художника, то следующий зал представляет из себя «зал влияний». Здесь работы Александра Дейнеки («Бомбовоз», 1932) соседствует с работами Нисского («Прыжок с парашютом» (На колхозных полях), 1935 года). Нет сомнений, что в ранние годы творчества Нисский испытывает сильное влияние своего друга и наставника, Александра Дейнеки. Когда он увидел работы Дейнеки, он увидел настоящий, сегодняшний день. В работе «Прыжок с парашютом» Нисский прибегает к принципу, которым пользовался Дейнека ещё в 1920-е годы – на картине представлена единая картина мира. На одном полотне художник изобразил сцены, проходящие в разном пространстве.

Георгий Григорьевич Нисский. «Прыжок с парашютом». Государственный Русский музей. 1935

Начало ХХ века, как известно, взрыв первой волны русского авангарда, но будучи уроженцем белорусского села, Нисский не знал об этом. Он грезит академическим искусством, говоря, «что спал с Левитаном под подушкой». Возможно, от Левитана ему досталась любовь к монтированию композиций: оба делали наброски на натуре, а впоследствии в мастерской компоновали из них картину. 

В этом зале работы Рылова «Домик с красной крышей» (Государственный Русский музей, 1933), «Свежий ветер на Неве» (Костромской музей-заповедник, 1914) висят рядом с ранними пейзажами Нисского, демонстрируя преемственность. В этом зале представлена одна интересная работа – «Верхняя Волга» (Государственная Третьяковская галерея, 1949). Художник выбрал необычный ракурс, максимально полно его охватив. За счет достаточно высокого горизонта, суда кажутся зрителю затерявшимися в бескрайнем просторе. Волга часто появляется на полотнах Георгия Григорьевича, например, в работах «Верхняя Волга» (1944) или «Утро на Волге» (1954).

Георгий Григорьевич Нисский. «Верхняя Волга». Государственная Третьяковская галерея. 1949 год.

Картина «Бакенщик» (Вятский художественный музей им. Васнецовых, 1960) характеризуется нетипичным для Нисского решением включить в работу жанровую сцену. Интересно, что любовь к Рылову и Рериху была пронесена им через всю жизнь. В этой работе он соединил свойственное Рылову зоркое видение русской природы с кристаллизованными цветовыми плоскостями Рериха. Но от себя он оставляет «автограф» - еле заметный самолет в небе.

Крепкий, энергичный, жизнелюбивый человек – так характеризует «Дядю Жору» художники-соотечественники. Он, в какой-то мере, был последователем куинджикского метода в работе над пейзажем – «нужно писать картину, а этюд поворачивать к стенке». По воспоминаниям друзей, Георгий Григорьевич редко писал с натуры. А по словам художника Алексея Шмаринова: «Не правдоподобие у него главное, а главное – ощущение его, Нисского, правды от увиденного».

В 1903 году родился живописец Нисский Георгий Григорьевич, в месте, которое не раз появится на его картинах – на маленькой станции под Гомелем, в Белоруссии. Детство художника, которое он провел на небольшой железнодорожной станции в Могилевской губернии, где работал его отец, сильно отпечаталось в душе Нисского и позже нашло выражение в его живописи. Тяга к железнодорожной тематике, индустриализации, транспорту, техническому прогрессу наряду с движением, скоростью, ритмом XX века - все это стало основными мотивами в творчестве художника.

Нисский, сын станционного фельдшера, любил рисовать с детства, его талант оценил местный художник, который и посоветовал ему обучаться живописи профессионально. После окончания Студии изобразительных искусств, он был направлен во ВХУТЕМАС.

Окончательное решение заниматься живописью художник принял во время обучения в Гомельской художественной студии имени Михаила Врубеля. Вот что Нисский впоследствии говорил о своем руководителе: «Быховский как-то впервые осерьёзил передо мной ремесло художника». Знакомство с такими понятиями, как цвет, образ, композиция впервые открываются перед Георгием Григорьевичем.

В 1920-е годы ВХУТЕМАС представлял собой «революционный центр искусства». Молодые и дерзкие новаторы славятся своей смелостью: здесь читает стихи Маяковский, выступает нарком просвещения Анатолий Луначарский, происходят громкие дискуссии о синтезе видов искусства. По словам Нисского, ему с трудом удалось попасть на факультет: «На живописный факультет отбирали «гениальных и дерзких». Еле попал».

В эти годы формируется вкус художника, он начинает с трепетом относиться к одним художникам и недолюбливать других. Так, кубисты Брак и Пикассо не трогали его душу, но Сезанна он любил. В годы учебы его сердцу оказались близки импрессионисты и постимпрессионисты – он любил и смотрел Мане, Ренуара, Ван-Гога, Гогена.

Благодаря Дейнеки в 1926 году в Москве происходит знакомство Нисского с художниками группы ОСТ. Его поражает лаконичность, чёткость и предельная выразительность художественного языка остовцев. Стиль Нисского в том числе складывался под влиянием этой группы – особое влияние оказало желание остовцев «изображать только новое, только то, что связано с современностью».

Иллюстрация занимало важное место в жизни Нисского – получив образование во ВХУТЕМАСе, в 1930 году художник за один год он оформил 9 книг. Это и «Морская душа» Соболева, и «Записки Василия Седых» Паустовского, и «Крис Фаррингтон, матрос первой статьи» Лондона, и «Человек за бортом» Станкевича. Все обложки объединяет одно – морская тематика. Спустя пять лет художник создает иллюстрации для книги «Цусима» Новикова-Прибоя, этой работой завершается ранний этап творчества художника.

Совместно с друзьями (Дейнекой, Ряжским, Богородским) в начале 1930-х художник совершил путешествие в Севастополь на этюды, во время поездки успел полетать на аэроплане, ходил под парусом, впервые побывал в подводной лодке – художник буквально жил флотской жизнью. Из этой поездки он привозит множество эскизов, в которых звучит новая палитра.

«Многие не узнают меня по моим севастопольским пейзажам, я сам вижу в них громадную для себя пользу и новый запас наблюдений. В малом, но верно написанном этюде, часто по-новому, раскрывается перед тобой и большая, не на природе задуманная картина».

Постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», изданное в 1932 году ЦК ВКП(б) призывало художников к созданию подлинных произведений, в годы пятилеток художники должны были передавать отражение прогресса, достижения в разных областях. Требования партии были созвучны задачам самого художника. Именно в этом году сформировались основные черты его видения, которые впоследствии стали для него определяющими.

В годы войны художник оставался в Москве. Работал в мастерской оборонного плаката Окна ТАСС; остался верен себе – выполнял плакаты, как правило, на морскую тему.

В 1953 Нисский отмечает юбилей – ему исполнилось 50 лет. В этот год была написана серия волжских пейзажей, которые позже были претворены в крупноформатные работы.

Середина 1950-х – время перемен. Художник увлеченно работает в гуаши, изобретает новые композиционные приемы, приходит к новым цветовым решениям. К началу оттепели Нисский был уже состоявшимся и заслуженным художником (в 1954 году он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР). Тем не менее он решает резко изменить свою манеру письма. Его живописный язык становится синонимом новой эпохи. Будучи контрастным, лаконичным он начинает вторить эпохи скорости, современных машин. Отныне герои его работ - автодороги и самолеты.

В том, как он организует композицию произведений, подчеркивает соотношения предметов, в самом ритме отдельных частей работы и целого сквозит мироощущение человека середины XX столетия с его новыми представлениями о пространстве, масштабах и темпах. Красота природы и красота, внесенная в природу человеком, сливаются для художника воедино. И произведения его, несмотря на то что в них деятельность людей чаще всего прямо не показана, полны динамики человеческих действий, звучат гимном новому человеку.

В его работах всегда есть близкое ощущение человека, его незримое присутствие, о котором свидетельствуют следы и преобразования, оставленные им в природе, даже в таких случаях, когда самих фигур на картине нет, что является мощным отражением и тонким пониманием современной действительности.

3 зал «Морская болезнь» рассказывает нам о главной страсти художника – о море, о кораблях. До паровозов и самолетов, главной страстью художника было море. Он увидел его впервые в 1930 году в Новороссийске, где он писал свою дипломную работу. При этом маринистом он себя не считает, полагая, что море он писать не умеет. Среди работ этого периода стоит выделить «Порт» (Волгоградский музей изобразительных искусств им И.И.Машкова, 1952), «Выход в море» (Государственная Третьяковская галерея, 1957), «В проливе» (Государственная Третьяковская галерея, 1957).

Георгий Григорьевич Нисский. «В пути». Институт русского реалистического искусства. 1958-1964 годы

«В пути» - это индустриальный пейзаж, сведенный к идеалу. Именно это полотно отличается невероятно тщательной работой с композицией, выстраиванием персонажей, перемещением диска солнца; удалением ненужных, лишних деталей (циферблат на крыше железнодорожной станции). Композиция пространства менялась художником в течение нескольких лет. Сразу обращает на себя внимание смелая работа с пространством – художник не боится оставлять много свободного пространства. Нисский был художником-идеалистом, стремившихся создать в своих работах ощущение того, что все предметы находятся именно на тех местах, где им следует быть.

4 зал «Окончательный монтаж»

Нисский всегда пребывал в поиске необходимого ему ракурса – он мог сделать фотографию из окна автомобиля или поезда, чтобы потом, в мастерской, претворить этот кадр в жизнь. Интересно, что эта погоня за выразительностью иногда приводит к искажению формы или перспективы. Впрочем, для художника эта задача была решена следующим образом – он часто искусственно конструировал свои произведения таким образом, что этот монтаж позволял достичь идеальных пропорций. Но он был не нов в этом, его товарищи-остовцы также использовали прием монтажа.

Ощущение движения художник передает с помощью линий: будь то уходящие вдаль рельсы или следы пролетевшего самолета. Сам формат работ помогает его целям – дополнительную динамику добавляют подчеркнуто вертикальные холсты. Этому способствует и горизонт – иногда подчеркнуто низкий, а иногда достаточно высокий, но обязательно четко обозначенный, который всегда, в каждой работе является дополнительным элементом выразительности. Среди работ, представленных здесь, можно выделить «Сортировочную» (Государственная Третьяковская галерея, 1951) и «Мост на канале» (Вятский художественный музей им. Васнецовых, 1960).

Одна из работ, показанных в этом зале – «Скоро Москва» (1963) показывает изменения, которые происходили в городе при расширении. Перемены в облике города - характерная тема в творчестве советских художников, которые принимали увеличение границ Москвы с энтузиазмом. Так, Юрий Пименов, рассказывает о жизни в новых районах людей с их привычным бытом – походами в кино, прогулками под дождем, стоянием в очередях. Но если Пименов- любитель жанровых сцен, то Нисский скрупулёзно изучает новые железные дороги и автомагистрали.

Георгий Григорьевич Нисский. «Скоро Москва». Союз художников России. 1963 год

 

Георгий Григорьевич Нисский. «Подмосковье. Февраль». 1957 год.

Мотив движения – постоянный спутник в творчестве художника. Так, в работе «Подмосковье. Февраль» помимо движения поезда мы можем наблюдать и движение автомобилей, а также энергичные движения лыжников. В этой работе уже видно, что динамика стала более плавной.

 

Георгий Григорьевич Нисский. Колхоз «Загорье». Государственный Русский музей. 1960 год

Нетипичная работа – Нисский отнюдь нечасто обращался к жанровым сценам. Сразу бросается в глаза нетипичный горизонт – он расположен достаточно высоко, позволяя художнику раскинуть на земле целую череду событий – так на переднем плане мы видим разговор женщин, далее взгляд перемещается на фигуру в окне, потом мы видим работника, обрабатывающего бревна, в конце мы смотрим на людей на тропинке. Дорога делит полотно по вертикали, на ней мы видим неизменный мотив движения. Усиливает чувство «жизни» на полотне и взлетевшая стая птиц.

Зал 4 «Новое время» посвящен самолетам, но это не маниакальное желание продемонстрировать мощь и современность авиации. Несмотря на желание продемонстрировать прогресс, прогресс в работах Нисского всегда исключительно гуманен. В его работах гармонично уживаются природа и техника. 

Пройдя в следующий, пятый зал «Новое время», первое что бросается в глаза- огромный триптих, посвященный авиации – «Подмосковье. Ночь», «Аэродром», «Коломенское». Он был показан вместе один единственный раз в 1961 году на Всесоюзной выставке. Впоследствии части разошлись по разным музеям, и вот, в 2018 году второй раз встретились в стенах Института русского реалистического искусства.

Одна из самых знаменитых работ художника «Над снегами» (1964), которая находится в постоянной экспозиции Института русского реалистического искусства, представляет собой аккумуляцию всего стиля Георгия Григорьевича – плоский горизонт, выхоленное, абсолютно вычищенное пейзажное пространство, при этом работа обладает глубиной. Находясь на грани с абстракцией, с четким ритмом вертикалей и горизонталей, художник всю жизнь оставался в реалистичном искусстве.

В данной картине художником было принято решение изобразить первый реактивный гражданский самолет, самую новую и современную модель. Здесь зритель видит от чего человечество уходит и к чему постепенно приходит. Относительно пропорций – самолет выглядит не сильно больше повозки на первом плане, но тем не менее, выглядит он внушительно.

В 1950-60-е происходит возвращение к стилистике ранних произведений с их лаконизмом и графичностью.

Георгий Григорьевич Нисский. «Над снегами». Институт русского реалистического искусства. 1964 год.

Последний зал – «Отсекая лишнее» посвящен последователям творчества Нисского. Здесь можно встретить работы Павла Отдельного («МКАД», 2010) Таира Салахова («Над Каспием», 1961), Алены Кирцовой («Сумеречный луч», 2014).

Георгий Григорьевич никогда не преподавал, но был наставником для многих: он бескорыстно давал советы и подсказывал начинающим художникам. Минимализм Нисского, а также хрупкий баланс его искусства между фигуративностью и абстракцией остаются актуальными и сегодня, о чем свидетельствуют работы, представленные в вышеназванном зале.

Проводником в мир живописи Нисский стал и для казанского художника Игоря Вулоха- линейность, ощущение пространства и глубины, избавление от всего лишнего, сдержанность в цвете: вот что их роднило. Многие последователи художники довели минимализм работ Нисского до Абсолюта на своих полотнах, например, это можно сказать о пейзаже Алены Кирцовой, приведенному к знаку, цвету, схеме, которая считает, что «Чем сдержанней, тем пленительней».

Павел Александрович Отдельнов. «МКАД». Собственность автора. 2010

«Площадь Пушкина» (Союз художников России, 1966-1967) - одна из последних работ художника, в 1970-х Нисский прекращает работать из-за ухудшения здоровья. Несмотря на несомненный лиризм произведений Нисского, его стиль индустриальных пейзажей получил название «сурового», видимо из-за новаторских техногенных пейзажей.

Оставив после себя огромное творческое наследие, художник скончался в доме престарелых летом 1987 года. Советских пейзажистов было не так много, все-таки в советском искусстве главным жанром была тематическая картина, однако нельзя представить вторую половину без творчества Нисского, такого уникального и своеобразного художника.

 Искусствовед Манеева Анна


Наверх