Мировое искусство: Энди Уорхол. Документальный фильм об американском художнике.

Мировое искусство: Энди Уорхол. Документальный фильм об американском художнике.

О жизни художника снято большое количество художественных и документальных фильмов, среди которых можно выделить фильм, снятый в 1987 году, вскоре после его смерти. Фильм об Уорхоле – третий документальный фильм о художнике в карьере Кима Эванса (первый – о Шагале, второй – о Поллоке).

Автором собран уникальный материал: за семьдесят минут зритель окунается в мир художника, в его творчество, в судьбы окружающих его людей. Помимо воспоминаний друзей о его привычках и образе жизни, мы можем узнать отношение Уорхола к политике, искусству и судьбе своей родины. В фильме использовано огромное количество фото и видео материалов из коллекции самого художника или его друзей и помощников – командой создателей документального фильма была проделана немалая работа по сбору архивных документов.

Энди Уорхол. «Банки с супом Кэмпбелл». Музей современного искусства, Нью-Йорк. 1962

Его внешность, его мимика, цвет его лица, его взгляд на жизнь – невозможно стать таким же, как он. Своим подходом к проблеме образа, как считает арт-дилер Иван Карп, художник раскрепостил мир искусства. Нет сомнения, что он был новатором, как Лихтенштейн, Клас Олденбург и Том Вессельман.

Энди с самого начала был концептуальным художником. Марсель Дюшан так говорил об Энди: «Интересно в Уорхоле не то, что он реалистично нарисовал 50 жестянок с супом, а то, что ему пришла в голову идея нарисовать 50 жестянок с супом. Я абсолютно с ним согласен. Именно это определяло с самого начала суть Уорхола, идею того, какими должны быть его образы и картины».

Энди Уорхол. «Восемь Элвисов». Частная коллекция. 1963

Очень трудно ответить на вопрос кем же был Энди Уорхол, считает его биограф Виктор Бокрис. «Есть целый ряд подобных ему американских знаменитостей, например, Мерлин Монро или Элвис Пресли, которые, безусловно, сделали очень многое, но со временем значительность их как таковых превосходит значение того, что они сделали. Событием становится каждый их жест, каждый поступок, каждое сказанное им слово. Энди понимал это как никто другой и с блеском умел этим пользоваться».

Энди Уорхол. «Расовые беспорядки». Частная коллекция. 1964

В детстве Энди тяжело заболел и провел три месяца в постели, тогда и началось его влечение кинозвездами. В биографии Уорхола были все любимые Америкой элементы сказки Золушки – он вырос в очень набожной семье мигрантов- католиков, приехавших в Соединенные штаты из страны гор на границе России и Чехословакии. Он вырос в словацком квартале Питтсбурга, это были нелегкие времена – его детство пришлось на период депрессии. Семья была простая, рабочая. Когда Энди было 12 лет, умер его отец. Большое влияние на мальчика оказала его мать – она была разносторонне талантливой женщиной и это, очевидно, перешло по наследству к Энди.

В 1945 году Андрей Вархоло, как его тогда звали, первым из своей семьи поступил в колледж, получив стипендию для изучения дизайна в институте технологий Карнеги в Питтсбурге. В студенческие год он ничем не выделялся из общей массы, но он сразу проявил себя блестящим рисовальщиком.

Жорж Клаубер, его сокурсник, подчеркивает, что Энди всегда шел своим собственным путем, так, что творчество всей его жизни было закономерным продолжением того, что он делал и создавал в колледже.

Энди Уорхол. «Восемь Элвисов». Частная коллекция. 1963

В 1949 году Энди уехал из Питтсбурга. Его манил Нью-Йорк, он окунулся в мир рекламного бизнеса, в это же время он поменял имя. Его первая работа появилась в журнале Glamour, это была пророческая статья «Как достичь успеха». Она стояла из изображения лестниц, людей, карабкающихся по ступенькам и туфлям на ступеньках. Туфли ознаменовали начало его карьеры, он стал лучшим рисовальщиком туфель во всем Нью-Йорке.

Несмотря на то, что Энди стал невероятно преуспевающим рекламным художником, его мечтой продолжала оставаться карьера живописца. Но в 1961 году, когда он познакомился с агентом по продажам картин Иваном Карпом, он все еще не представлял в каком направлении ему интереснее работать. «Я отправился в заднюю комнату, где были выставлены 2 его работы, первая картина, которую я увидел висит здесь в углу – «Дик Трейси и компания». Я сказал ему: знаешь, если ты будешь увлекаться такими жесткими образами, художественный мир тебя вряд ли примет, потому что это идет в разрез с традиционными схемами. Сказать по правде, в этих традиционных схемах вообще не было образов. В то время художник, работающий с образом считался аутсайдером. Во всем доминировал абстрактный экспрессионизм, а героями были Поллок, де Кунинг, Ротко. Вот что ты должен был рисовать – экспрессивность и никакого собственного восприятия».

Энди Уорхол. «Бирюзовая Мэрилин Монро». Частное собрание. 1964

Мало кто из рекламных художников всерьез стремился к тому, чтобы его воспринимали как живописца. Энди не только этого достиг, он, знаменитый рекламный художник, ворвался в мир искусства нисколько не стесняясь того, что он был рекламным художником. Мало того, темой его работы стала сама суть коммерческой графики, то есть реклама товаров. Это шокировала вдвойне, как если бы вам дали пощечину.

Нельзя забывать о том, что в американском искусстве того времени царил дух приподнятости и оптимизма, оно смотрело на вещи поверхностно, не заглядывало в их суть. А Уорхол, Лихтенштейн и Ольденбург писали предметы из повседневной жизни, из мира коммерции. Любитель созерцать прекрасное вряд ли бы стал созерцать эти обыденные предметы. Поэтому то, что сделали эти художники были посягательством на святая святых – на мир высокого искусства.

В своей студии на 47 улице, которая вскоре стала именоваться Фабрикой, Уорхол со своим помощником Джерардом Малангой занялись трафаретной печатью на шелке. Кроме того, Уорхол работал над собой, превращая свои недостатки - застенчивость, немногословность, неестественную бледность и парики в образ. По воспоминаниям помощника, Энди обосновался в студии в январе 1964 года. Несмотря на большое количество негативных отзывов, художник продолжал работать, став самым противоречивым художником Америки. Кажущаяся простота трафаретной печати на шелке, где в роли исходной картинки выступала фотография казалась отрицала все каноны и устои изобразительного искусства. Каждая из его ранних выставок становилась настоящим событием.

Энди Уорхол. «Банан». Частное собрание. 1967

Он создавал портреты людей, с которыми не был знаком лично. Это было необычно, вспоминает Джерард, потому что во всех альбомах по искусству приводятся, как правило, портреты родственников или знакомых художника, или лиц, заказавших ему свой портрет. В случае Энди этой связи не было. Он никогда не встречался с этими людьми, они были для него всего лишь популярными образами.

К середине 1960-х художник сам становится популярной фигурой, внимание прессы подогревалось царившим на фабрике духе экзотики и раскованности. В 1965 году устав от рисования и изнемогая от бремени собственной популярности, Уорхол заявил, что ему надоело быть художником. Серебряная Фабрика стала местом времяпрепровождения знаменитостей и богемы. Энди нравилось наблюдать за эксцентричными личностями, какими были его знакомые. Художник страстно полюбил фотографию и кино. Его не интересовал монтаж, фильм Энди должен был отображать жизнь во всей ее последовательности и непрерывности. Критики считают его первый восьмичасовой фильм «Сон» шедевром простоты, где ничто не мешает восприятию. Постепенно произошел переход художника от немого кино к звуковому. С 1960-х художник использовал в своем творчестве фотографии из газет, а потом, через какое-то время начал сам делать фотографии.

Энди Уорхол. «Красный Ленин». Частное собрание. 1987

В его стреляла актриса, художник был на волоске от смерти. После этого инцидента отношение Энди к женщинам меняется. Он начинает общаться с трансвеститами, снимает их в своих фильмах.

В 1970-е меняются увлечения художника, он стал более спокойным, большое количество времени посвящал заказным портретам. Его творчество стало намного консервативнее. Во второй половине 70-х деятельность Энди снова стала политически противоречивой. Благодаря тому, что его портретная живопись, его журнал «Интервью» стали глубоко консервативными, он оказался в окружении людей крайне правой ориентации.

Посмотрев фильм об этом необыкновенно самобытном художнике можно не только познакомиться с его манерой работы, послушать его мысли, но и начать чуть лучше понимать поп-арт.

Искусствовед Фомирякова Анна 


Наверх