Мир Кристины
Картина «Мир Кристины» была написана всего через 3 года после убийства на железнодорожном переезде отца художника. С 1945 года, после потери близкого человека, в творчестве Уайета окончательно формируется реалистический стиль. Отныне его палитра становится более приглушенной.
Эндрю Уайет «Мир Кристины». Музей современного искусства, Нью-Йорк. 82х1,21 см, 1948 год
Значительным моментом, повлиявшим на творческий диапазон художника, являлось то, что в течение всей своей жизни он писал всего два места – Чеддс-Форд, где он родился и город Кушинг, место, где он проводил летние месяцы: география его работ необычайна узка, но от этого более глубока. В отличие от своих современников, Уайет не видел работы великих мастеров в музеях на родине или за рубежом. Он никогда не учился в Нью-Йорке; мастерство рисования было усвоено им дома, в Пенсильвании, благодаря стараниям его отца-иллюстратора. Эндрю писал людей, которых знал там, а также своих соседей в штате Мэн (где позже у него был дом).
Эндрю Уайета часто критикуют за его неспособность развивать свой стиль со временем, но нельзя отрицать, что его вклад в американское искусство имеет первостепенное значение. Он оставался верен реализму на протяжении всей своей карьеры и усовершенствовал этот стиль с помощью многочисленных картин, изображающих сельские пейзажи и их жителей.
«Мир Кристины» - считается одной из самых знаковых американских картин, наряду с «Аранжировкой в сером и черном. Мать художника» кисти Джеймса Уистлера (1871) и «Американской готикой» Гранта Вуда (1930). Важно, что шедевр магического реализма дебютировал в то время, когда абстрактный экспрессионизм был на пике популярности.
Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и черном. Мать художника». 144,3х162,4. Музей Орсе, Париж. 1871 год
Грант Вуд «Американская готика». 74х62 см. Чикагский институт искусств, Чикаго. 1930 год
Так почему именно эту работу можно выделить среди всех остальных? Итак, есть три основных критерия, почему «Мир Кристины» - одна из выдающихся работ эпохи. Помимо личной истории героини, стоит выделить технику, а также восприятие работы смотрящим. Почему именно «Мир Кристины», а не просто «Кристина»? Эндрю Уайет экспериментирует с перспективой – она у него совмещенная. Действительно, на дома на заднем фоне мы смотрим снизу-вверх, словно глазами женщины, ползущей по земле. За счет этого расстояние от нее до домов кажется значительным. Но на саму Кристину мы смотрим свысока. Именно с точки зрения Эндрю Уайета, писавшего ее со второго этажа своего дома.
В результате получается разворачивающееся сначала к Кристине, а потом вдаль от неё обширное пространство с далеким, словно недостигаемым горизонтом. Мир Кристины так мал по своей сути, зрителю он кажется ограниченным и скудным, но для нее этот мир огромен и величав.
Над полотном живописец работал достаточно долго, он писал тонкой сухой кистью (именно поэтому каждая деталь отлично проработана). Изначально художник не планировал включать в работу фигуру женщины, он считал, ее присутствие чувствовалось бы в любом случае.
Выжженная, словно соломенная трава; некрашеные, разваливающиеся ветхие дома; ветер, колышущий травинки и волосы; девушка на переднем плане, чей взгляд направлен на постройки - казалось бы, ничего необычного. Но если начать присматриваться, поза героини уже не кажется такой естественной и непринужденной, скорее неудобной и сломанной; а в копне волос, которые казались густыми и здоровыми, просматриваются множество седых. Пальцы женщины словно впиваются в траву, они серые от пыли. Через какое-то время Кристина больше не кажется той, которой мы ее увидели вначале. Женщина предпринимает большие усилия, чтобы сдвинуть свое тело с места. Только спустя время зритель ощущает, как шаг за шагом раскрывается картина, и в конечном итоге Эндрю Уайет попадает прямо в цель – его работа поражает до глубины души.
Девушка, которую изначально можно принять за просто поднимающуюся с земли после отдыха, на самом деле является женщиной, страдающей полиомиелитом с раннего детства, который парализовал ее нижнюю часть тела. Она фактически ползет через поле к своему дому, без помощи инвалидной коляски. У Кристины было дегенеративное мышечное расстройство (не диагностированное, но иногда идентифицируемое как полиомиелит, хотя на самом деле это могла быть зубная болезнь Шарко-Мари), которая лишила ее способности ходить к концу 1920-х годов.
Соседи впервые встретились в 1939 году, когда Уайету было всего 22 года и он ухаживал за 17-летней Бетси Джеймс, которая позже стала его женой и музой. Именно Джеймс познакомила Уайета с Олсон, начав дружбу, которая продлится всю оставшуюся жизнь.
Знать, где был Уайет, когда увидел Кристину (1893-1968), ползущую к своему дому, чрезвычайно важно, потому что, если зритель посмотрит на картину, он почувствует, что находится словно позади нее. Мы такая же часть мира Кристины, как и она нашего. Безусловно, возникает желание помочь ей, это логично и человечно. Но ей не нужна помощь, это понял и сам Уайет, когда из окна своего дома увидел ее. Эта женщина отстаивала свою свободу и независимость. Она ценила свою самостоятельность. Получается, что эта работа о невероятной силе духа.
Изможденные конечности и розовое платье принадлежат Кристине. Однако молодая голова и туловище художник писал с Бетси Уайет, своей молодой жены, которой тогда было около двадцати лет (в отличие от Кристины, которой тогда было около пятидесяти). Но самой известной «моделью» в этой сцене является сам фермерский дом Олсонов, который был построен в конце XVIII века и до сих пор стоит на том же месте. В 1995 году он был внесен в Национальный реестр исторических мест.
При работе над полотном, Уайет использовал яичную темперу, которая требовала от художника постоянного контроля за ее консистенцией и корректировки, но, при всем при этом, она давала ему достаточно возможностей, чтобы рисовать сложные детали, такие, как детально прорисованные волосы и траву, занимающую большую часть полотна.
В этой работе художник отказывается от ярких цветов: в его картине небо серое и не синее, а трава - увядшая, коричневая вместо привычной зеленой. Дом серый и темный, а не теплый и манящий, а платье Кристины тусклое и старое, а не новое и чистое.
Эндрю Уайет «Мир Кристины» (фрагмент). Музей современного искусства, Нью-Йорк. 82х 1,21 см. 1948 год
«Вызовом для меня было отдать должное ее необыкновенному завоеванию жизни, которую большинство людей сочло бы безнадежной», - писал он. «Если в какой-то мере я смог в живописи заставить зрителя почувствовать, что ее мир может быть ограничен физически, но никоим образом не духовно, тогда я достиг того, что намеревался сделать».
«Мир Кристины» является одним из нескольких полотен Уайета, посвященных этой женщине. Так, в следующие двадцать лет, образ Кристины не сходит с работ художника. Мы можем ее увидеть в таких работах, как «Мисс Олсон (1952), Кристина Олсон (1947) и Кристина (1967). Кристина была постоянной музой и моделью для Уайета.
Эндрю Уайет «Кристина Олсон». Галерея Кёртис, Минеаполис. 1947 год
Эндрю Уайет «Мисс Олсон». Частная коллекция. 1952 год
Эндрю Уайет «Кристина». Brandywine River Museum & Museum of Fine Arts, Бостон. 1967 год
Музей современного искусства приобрел "Мир Кристины" в 1948 году в галерее Макбета в Нью-Йорке, почти сразу после ее завершения, за достаточно большую на то время сумму – он потратил $1,800. Куратор художественного музея Фарнсворта Майкл Комански говорит, что Уайет создавал нечто отличное от своих сверстников, поэтому покупка этого полотна была отличным решением. На сегодняшний день «Мир Кристины» - один из самых почитаемых экспонатов музея. Интересно, что Музей современного искусства только однажды одолжил работу Уайета. Это случилось после смерти художника, в 2009 году - музей позволил картине посетить место рождения своего создателя, Чаддс Форд (штат Пенсильвания), где Музей Брендиуайн-ривер выставлял картину в течение двух дней в Мемориале, прежде чем вернуть ее в Нью-Йорк.
Показательно, насколько большую роль играет «Мир Кристины» в массовой культуре. Писатели, кинематографисты и другие визуальные художники часто ссылаются на него, а публика всегда относилась к этой работе с трепетом. Сорок пять лет назад вам было бы трудно найти одну репродукцию Джексона Поллока в пределах нескольких городских кварталов, но все знали по крайней мере одного человека, у которого была копия "Мира Кристины", висящая где-то на стене.
Кэрин Джурик «Сила воли». Частная коллекция. 2014 год
Искусствовед Манеева Анна