Джон Констебл (1776-1837)
Сегодня Джон Констебл известен как один из величайших художников Англии, но при жизни он не имел большого успеха на родине. Революционный живописец, он пренебрегал иерархией жанров, которая помещала пейзажи ниже жанровой и исторической живописи. Он стремился к правдивому, а не идеализированному видению природы.
Констебл был одним из первых художников романтического движения, создававший пейзажи, написанные непосредственно с природы, а не идеализированные и драматические изображения, любимые другими художниками того периода, и, заняв эту позицию, он стал пионером натурализма в Великобритании. Искусное обращение со светом, нанесение краски и использование ярких, натуралистических цветов также выделяли его среди остальные.
Демонстрируя свои плотна на выставках в Париже, Констебль оказал влияние на крупных деятелей европейского искусства, включая Ричарда Паркса Бонингтона и Эжена Делакруа. Дневники Делакруа содержат отчет о технике Джона Констебла, особенно о его использовании «мерцающего света». Делакруа позже использовал идеи Констебла при создании неба на картине «Резня на Хиосе» (Лувр, 1824).
Наследие художника также очевидно в работе Барбизонской школы. Его новаторская техника «импасто» (густое наложение краски для усиления световых и фактурных эффектов) и его метод прямых наблюдений с природы были позже приняты известными художниками этой школы, такими как Жан-Франсуа Милле и Жан-Батист Камиль Коро, а затем импрессионистами.
Джон Констебль родился в Суффолке 11 июня 1776 года. В семье Энн и Голдинга Констебла. Сын мельника, он вырос в долине реки Стур, где позже были написаны многие из его величайших картин.
Своё образование художник начал в интернате Лавенхема, а позднее был переведён в дневную школу в Дедхэме. После окончания школы Джон работал на мельнице, но через некоторое время заботы о семейном бизнесе на себя взял младший брат Абрам. «То была дорога, совершенно отличная от той, о которой я мечтал», - напишет он позже в письме к другу. В юности Констебл много путешествовал по окрестностям, где делал зарисовки и этюды.
В 1794 году Джон знакомится с сэром Джорджем Бомонтом - известным коллекционером. Именно Бомонт горячо поддерживал Джона в стремлении быть художником и посоветовал юному художнику для начала копировать работы великих мастеров прошлого. Он показывает молодому человеку свою богатую коллекцию, в частности, акварели английского художника Томаса Гёртина (1775-1802), а также небольшую картину Клода Лоррена (1600-1682) «Пейзаж с Агарью и ангелом», (1646) которые вызывают у молодого Констебла настоящий восторг.
Клод Лоррен. «Пейзаж с Агарью и ангелом». Национальная галерея, Лондон. 1646
Констебл продолжал работать в семейном бизнесе до 1798 года, когда он, наконец, получил согласие отца переехать в Лондон, чтобы заниматься искусством. 3 февраля 1799 года двадцатидвухлетний Джон поступает в официальную школу живописи – Королевскую Академию, где изучает рисунок и знакомится с работами старых мастеров (Лоррена, Карраччи, Рёйсдала). Во время учебы Джон особенно вдохновлялся работами нескольких художников, а именно Т. Гейнсборо, К. Лоррена, Питера П. Рубенса и других. Благодаря финансовой поддержке отца Констебл получает прекрасные условия для учебы и жизни в Лондоне. По окончании обучения он отказался от должности учителя в школе Грейт-Марлоу, решив вместо этого стать профессиональным пейзажистом.
С 1802 года он выставляется на выставках Королевской Академии, но его работы остаются не замеченными как критикой, так и публикой. Джон совершал периодические поездки в течении нескольких лет. Например, в 1803 году он провел около месяца на борту судна «East Indiaman». Три года спустя он совершил двухмесячный тур по Озерному краю.
После этого, однако, он порвал с традицией живописных путешествий, предпочитая рисовать сцены, которые он знал и любил больше всего, особенно его родной Суффолк; Солсбери, где он останавливался со своим другом епископом Фишером и его семьей; Хэмпстед-Хит, устье Темзы.
В 1806 году Констебл открывает для себя пейзажи северо-западной Англии. Озера и заливные луга этого края производят на него неизгладимое впечатление и, конечно, находят отражение в его творчестве. В этот период он пробудет себя в акварели и часто обращается к творчеству Томаса Гёртина, признанного мастера в этой живописной технике. Кроме того, Констебл исследует возможности угля и карандаша, а также пишет маслом на кусочках холста маленького размера.
Нуждаясь в капитале, Джон начал писать портреты. Это была тяжелая работа, которую он ненавидел, но он создал много прелестных портретов, таких, как «Портрет Марии Бикнелл» и «Портрет матери».
Джон Констебл. Портрет Марии Бикнелл, жены художника. Галерея Тейт, Лондон. 1816
Джон Констебл. Энн Констебл («Портрет матери»). 76.5 х 64 см. Галерея Тейт, Лондон. 1801
В 1809 году Констебл сделал предложение Марии Бикнелл, которую он впервые встретил, когда ей было двенадцать лет. Ее дед, однако, запретил брак и пригрозил Марии лишением наследства. Супруги вели тайную переписку целых семь лет, прежде чем смогли пожениться после смерти отца художника в 1816 году. Хотя это не сделало Констебла богатым, это, наконец, обеспечило необходимую финансовую стабильность для брака. Пара обвенчалась в церкви Святого Мартина в Филдсе, провела медовый месяц с епископом Фишером и его женой в Осмингтоне, а затем отправилась в тур по южному побережью Англии. Именно наброски моря в Брайтоне и Веймуте в этой поездке побудили художника использовать более свободное письмо и экспериментировать с большей эмоциональной интенсивностью в своей работе, особенно при написании неба и моря. После медового месяца пара вернулась в Лондон, сначала поселившись в Блумсбери, а позже в Хэмпстеде. После рождения седьмого ребенка в январе 1828 года Мария заболела и умерла от туберкулеза в возрасте сорока одного года. Художник больше не женился и всю оставшуюся жизнь заботился только о своих детях. Констебль так и не оправился от этой тяжелой утраты.
Природа занимает важнейшее место в творческих исканиях Констебла, однако не является единственным их объектом на протяжении всей своей жизни художник тщательно изучает предметы и орудия труда, типичные для деревенской жизни, а позже перенести это на свои картины. Телеги, барки и прочие связанные с человеческой деятельностью элементы придают пейзажам художника особое очарование. Кроме того, художник часто размещает на фоне природы фигуры людей, причем изображает их всегда в движении: за работой в поле, во время погрузки или строительства, на рыбалке. Так, в этюде «Повозка и лошади» (1814) художник показывает мужчину, энергичного загружающего телегу.
Джон Констебл. «Повозка и лошади». 16.5 х 23.8 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон. 1814
Именно во Франции Джон впервые сделал себе имя как художник. В 1824 году выставленная на Парижском Салоне работа «Телега для сена» удостаивается восторженных отзывов критики. Французский король Карл X наградил художника золотой медалью Салона, а под влияние живописи Констебла попали французские художники-романтики, такие, как Делакруа и Коро. Хотя он был более успешным во Франции, чем в Англии, художник отказался пересечь Ла-Манш, чтобы продвигать свою работу, написав Фрэнсису Дарби, коллеге и другу, что он «предпочел бы быть бедным человеком в Англии, чем богатым человеком за границей».
«Залив Веймут с горой Джордан». Холст, масло. 53.3 х 74.9 см. Национальная галерея, Лондон. 1816
Констебл создает свои картины на основе набросков и эскизов, выполненных на пленэре и использованных затем в мастерской. Таким образом, пейзажи, написанные мастером - плод долгих подготовительных работ, задачей которых было передать световоздушную среду, а также правильно сгруппировать персонажей, занятых своими обычными делами. Кроме того, во время работы над картиной в мастерской он дополняет свои пейзажи деталями, которых на самом деле не было.
Эскиз к «Телеге для сена». 137 х 188 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон. 1820-1821
Письма констебля 1830-х годов пронизаны отчуждением и депрессией, несомненно, усиленными критическими нападками, которым он и его великий современник Дж. М. У. Тернер подвергались в периодических изданиях с середины 1820-х годов. Хотя они никогда не были близки и имели радикально разные подходы к пейзажной живописи, Констебл и Тернер оба придерживались традиций британского художника сэра Джошуа Рейнольдса.
В 1929 году Констебл становится членом Королевской Академии. В этом же году на выставке он представляет «Замок Хэдли» - картину, написанную сразу после смерти жены и поэтому наполненную атмосферой скорби и печали.
В 1830-х годах мастер достиг большей выразительности в своей работе. Он меньше стремился к тщательному натуралистическому изображению сцены и больше к непосредственной передаче света и атмосферы момента.
Чтобы передать эффекты света и движения, Констэбль использовал технику ломаных мазков, которые он наносил на более светлые участки картины едва заметным касанием, создавая впечатление мерцающего света, обволакивающего весь пейзаж. Одна из самых выразительных и мощных по силе воздействия картин Констебла — «Изучение морского пейзажа во время дождя» (1824), написанная в Брайтоне. С помощью отрывистых мазков тёмного цвета художнику удалось передать момент неистовства ливня над морем. Внимание художника также привлекали световые эффекты, возникающие при появлении радуги, что мы можем наблюдать в картинах «Вид на собор Солсбери с луга» (1831) и «Дом в Ист-Бергхоулте (1833).
Во время изучения различных состояний облаков, на обратной стороне этюда Констебл обычно оставлял небольшие записи, отмечая погодные условия, направление света, время дня, полагая, что именно небо является «ключевой составляющей» в пейзажной живописи, так как «оно создаёт определённое настроение и является источником различных чувств человека».
Констебль регулярно выставлялся в Британском институте с 1808 года, в Ливерпульской Академии в 1813-1814, годах в Бирмингемом обществе искусств с 1829 года и в Вустерском Институте в период с 1834 по 1836. Последние несколько лет своей жизни он читал публичные лекции по пейзажной живописи в Королевском институте, Хэмпстедском литературно-научном обществе и Вустерском Атенеуме.
Художник умер в ночь на 31 марта 1837 года, очевидно, от несварения желудка, и был похоронен вместе с Марией на кладбище Сент-Джон-Ат-Хэмпстед в Лондоне.
Джон Констебл. «Белая лошадь». Холст, масло. 131.4 х 188.3 см. Собрание Фрик, Нью-Йорк. 1819
Джон Констебл. «Телега для сена». 1.3 м х 1.85 м. Национальная галерея, Лондон. 1821
Джон Констебл. «Вид на собор в Солсбери из епископского сада». Холст, масло. 87.6 х 111.8 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон. 1823
Джон Констебл. «Хэмпстед-Хит с радугой». Холст, масло
50.8 х 76.2 см. Тейт Британия, Лондон. 1836