Творчество Юрия Пименова в 60 - 70х годах
Семьдесят три года жизни, полжизни творчества, сотни написанных картин, десятки оформленных спектаклей, тридцать лет преподавательской деятельности. Художник, ставший точкой соприкосновения для формалистического и традиционного искусства, Пименов – великий мастер советского импрессионизма, как он себя считал «реалистический импрессионист». Умение показать обычные вещи с необычной точки зрения выделяет Пименова среди других художников его времени. Для него важно было передать ценность самой жизни, её красоту и поэзию. «Мир полон поэзии и красоты, которую мы часто не замечаем. Показать красоту ежедневности, прелесть простых вещей, обаятельность человека в труде и в быту - моя задача художника», - так определяет Пименов свою цель.
Учитывая невероятную плодотворность мастера, его творчество принято делить на циклы: 1920-е годы и период ОСТа (Общества станковистов), далее – время театральных работ и образов «Новой Москвы», 1940-е – как и у всех, обращение к теме войны, в 1950-е его увлекли натюрморты («Вещи каждого дня»). В данной статье речь пойдет о последних двух десятилетиях, когда художественный язык мастера уже сформировался, за спиной было множество проектов и настало время писать картины «в свое удовольствие».
Время 1960-х годов было для Юрия Ивановича периодом государственного признания. В 1962 году он стал народным художником РСФСР, действительным членом Академии художеств СССР. В 1963-м был признан кавалером ордена Трудового Красного Знамени.
Начиная с середины 1950-х годов помимо того, что он преподавал во ВГИКе (до 1972), он так же работал для театра. Работа для театра и кино вообще занимала не последнее место в его жизни.
Натюрморт «Ожидание» (1959) - один из самых удивительных и неожиданных для Пименова, увлекающегося в натюрмортах цветистой красочностью палитры. Художник в этой работе отходит от часто используемого приема контраста современности и старины. Колорит «Ожидания» почти монохромен, он построен на скупом использовании черного, серого и голубого цветов. Контраст темного со светлым, тяжелого, мрачного с хрупко-прозрачным несут определенную психологическую нагрузку, рождают настороженность.
Художник любит давать сочетание вещей старинных и современных, что вносит особый колорит в изображаемое. Становится заметной их непохожесть, стилевая несовместимость, а приём контрастов всегда был близок Пименову. Кроме того, жизнь старинных предметов в нашем быту - это правда жизни.
«Ожидание». Из серии «Вещи людей». Государственная Третьяковская галерея.
1959
В натюрморте «Старые и новые вещи» (1967) художника увлекает именно такой контраст. Мы ощущаем разный ритм жизни двух поколений, разность нравов, бег быстротекущего времени. Богатый, насыщенный колорит картины построен на сочетании тяжелых густо-вишневых, золотистых тонов, а рядом даны синие, желтые. Есть в этом натюрморте добротность и основательность, любование фактурой предметов, их различием: дерево, пластмасса, металл, фарфор, бумага, ткань. Для Юрия Ивановича не стоит задача показать фактурность окружающих человека предметов, но в этой работе она кажется уместной.
«Старые и новые вещи»
1967
Натюрморт «Завтрак» (1970) - это завтрак современного советского человека, свидетельствующий о характере жизни с ее поспешностью, диктуемой современным темпом жизни, отсутствием чопорного этикета в расстановке предметов и в сервировке. Железные банки с иностранными этикетками соседствуют с картонными коробками, посуда от разных сервизов поставлена, на первый взгляд, без всякой системы. Натюрморт современен не только по набору предметов, но и по настроению в нем есть ощущение свежего раннего утра с его легкостью и бодростью. Натюрморт построен на звонкой перекличке нежных цветов: голубого, желтого, розового. Благодаря светлой, пустой стене чувствуется обилие воздуха в работе. Нежные, светлые тона оставляют впечатление тонкого вкуса. Голубые колокольчики в вазе, белая скатерть с россыпью узора из голубых цветочков дополняют впечатление тонкой изысканности и нарядности.
«Завтрак». Частная коллекция. 1970
После поездки Пименова в Англию в 1961 году, куда художник был приглашен английской балетной труппой «Фестиваль-балет» для постановки балета Чайковского «Снегурочка», у него сохранился набросок - портнихи шьют балетные пачки. А несколько лет спустя, увидев однажды, уже будучи дома, комнату, заваленную тканями, и увлеченно шьющих женщин, он, пользуясь рисунком и осевшими в памяти впечатлениями, создает произведение «Лондонские балетные портнихи» (1970). От сопоставления двух увиденных сцен родилась новая.
Несмотря на то, что художник восхищается трудом девушек, в работе присутствует мрачность и недостает позитивных эмоций. Художник понимает какой ценой и каким рудом рождается это эфемерное чудо - радость для одних и тяжелый труд для других. Художник уловил здесь контраст прозы и поэзии, будней и праздника. В основе этого произведения лежали реальные впечатления, но выполнено оно не с натуры.
С натуры Пименов пишет редко. Произведения обычно рождаются из множества впечатлений.
Работы Пименова, созданные в результате поездок за границу, объединены в серию под названием «Рассказы о простой Европе». И везде в центре внимания художника - простые труженики.
«Лондонские балетные портнихи». Из серии «Таинственный мир зрелищ». Государственный Русский музей. 1970
Главной темой в творчестве Пименова всегда остаются Москва и москвичи. Москва строящаяся, деловая, с быстро растущими корпусами новых домов, с дорогами, бегущими машинами, киосками, магазинами и афишами, с сутолокой улиц, заполненных вечно спешащими куда-то москвичами.
В 60-е годы родилась целая серия картин под названием «Новые кварталы».
Картина «Дороги» (1969) - о новой строящейся Москве. Мотив дороги - один из излюбленных у Пименова. Момент перехода от старого к новому всегда радует и увлекает Пименова, как радует новая жизнь, приходящая на смену старой. Через емкую деталь он умеет передать ощущение времени. И вновь в буднях, через простой мотив, художник стремится передать теплоту жизни, дыхание, наполненное лиризмом. «Я больше всего люблю обыкновенную жизнь. Она для меня - самая интересная тема в искусстве», -говорил художник. Он все чаще обращался к мотивам и явлениям самым обыкновенным, вошедшим в нашу жизнь исстари, овеянных для него особой поэзией и по-иному воспринимающимся в новых условиях, в новое время.
«Дороги». Собственность семьи художника. 1969
«Свадьба на завтрашней улице» (1962) - так художник назвал свою картину о дороге и о молодежи. Эта дорога мыслится автором в прямом смысле и переносном. Композицию картины художник строит кинематографически — отыскивает сюжетно острый кадр, акцентированно, крупным планом изображает молодую пару, за которой разворачивается панорама пейзажа. Используя перспективу, Пименов заостряет наше внимание одновременно на молодых (на первом плане художник изобразил доски, по которым шагают молодожены), и на строящихся зданиях (при помощи перспективного сужения откосов котлована, по дну которого идет процессия).
Два ярких пятна доминируют в общем приглушенном колорите — белоснежное платье невесты и находящееся слева белое пятиэтажное здание. И то и другое можно воспринять как символ: девушка в белом — начало новой семьи, дом — начало жизни нового квартала, а может быть, даже целого города. Собственно, и сам сюжет — это метафора начала новой жизни.
В картине нет конкретной привязки к месту действия. Художник пишет абстрактную свадьбу в абстрактном пространстве стройки. Именно поэтому детали не прописаны, а лишь намечены краской. Лица молодоженов чуть больше прорисованы, а лица участников процессии — слегка намечены легкими мазками.
«Наше поколение, - говорит художник, - очень остро чувствует колебания внешности и души, оно прожило сложную интересную и трудную жизнь, так сказать, между обручальными кольцами наших родителей и обручальными кольцами наших детей». И вот эти приметы жизни остро чувствует художник: ее ростки, ее цветение всегда дороги Пименову. Он никогда не устает о них говорить.
«Свадьба на завтрашней улице» из серии «Новые кварталы»
Государственная Третьяковская галерея
1962
Особенно в эти годы Пименов любит писать о молодежи. С нотками восхищения, лирической мягкостью и добротой, легким юмором смотрит художник на новое поколение. «Первые модницы нового квартала» (1961) - пестрые, нарядные, легкие, как бабочка, бегут девушки, не разбирая дороги, ловко балансируя на круглых трубах. Они боятся опоздать к началу сеанса в кино. Самый несложный мотив художник сделал достойным для создания произведения искусства.
«Первые модницы нового квартала». Из серии «Новые кварталы»
Государственный Русский музей
1961
Пименов может просто рассказать о девушке, несущей стекло («Кусок стекла»). Два года он вынашивал совсем несложный мотив, да к тому же увиденный воочию, не сочиненный. Свет так коснулся рыжих волос девушки, что они вдруг засияли чистым золотом, лицо сквозь стекло приобрело матовую белизну и стало нежно и задумчиво. Самую обычную девушку художник показал прекрасной.
«Кусок стекла». Из серии «Новые кварталы». Государственная Третьяковская галерея. 1966
В дожде Пименов может разглядеть красоту: в лирическую повесть превращаются спешащие домой горожане; зеркальная вода на асфальте; задумавшаяся девушка, стоящая посреди улицы и не обращающая своего внимания на дождь. У художника отлично получается убедить нас в том, что ничего на свете нет красивее льющегося дождя. На картине все предстает преображенным: пелена дождя сближает цвета, гамма красок строится на переливах нежных приглушенных тонов. Масляные краски делаются похожими на акварельные, мазок становится текучим, динамичным («Дождь», «Ливень», «Проливной дождь», «Задумавшаяся девушка» и другие).
«Ливень» |
«Задумавшаяся девушка» |
«Проливной дождь» |
В 60-е годы художника все чаще привлекает решение задач, связанных с передачей красоты человеческого лица, пластики фигуры, а также с красотой формы, цвета, мазка, рисунка. Несмотря на то, что схожие работы уже встречались у Юрия Ивановича, в 1960-х годах их число начинает расти.
Изобразительное искусство ищет свои формы выражения идей добра. Внутренняя красота людей, богатство их духовной жизни в творчестве художника находят глубокое образное выражение.
К теме «Встречи и разговоры» (серия картин «Свидания») художник пришел не сразу. По его признанию, к ней его привел интерес к взаимоотношениям людей, к их духовной жизни. Он начал наблюдать за людьми на улице, в троллейбусе, кафе и подмечать детали. «Спор» (1968) - одна из лучших картин этой серии.
К этой же серии «Свидания» относится картина «Калининград. Дождь» (1968). Она того же формата и задумана как парная к «Спору».
«Калининград. Дождь». Из серии «Свидания» |
«Спор». Из серии «Свидания» Государственный Русский музей. 1968 |
Расстояние между фигурами воспринимается как пауза. Для художника это понятно без слов, он чувствует, что пропасть между ними уже давно. Логичным кажется то, что художник разместил развалины старой крепости на заднем фоне, где-то далеко за окном. Происходит перекличка двух планов и зрителю все сразу становится ясно. Сложность ситуации между этими двумя людьми передана художником усложненностью обстановки и богатством живописных средств. «Калининград» - одна из лучших картин последних лет его творчества. Таких картин-размышлений, как «Калининград», связанных с проблемами нравственными, социальными, политическими, появляется все больше в 70-е годы. Картина Пименова «Токийское окно» (1975) - того же плана.
«Токийское окно»
Пермская государственная художественная галерея, Пермь
1975
Тот глубокий подтекст, те приемы иносказания, которые присутствуют в картинах Пименова, придают его произведениям глубокое содержание. В них нет развернутого активного действия. Для большинства последних произведений Юрия Ивановича характерна передача состояния самоанализа. Эмоциональный настрой произведений Пименова таков, что зритель даже чувствует, о чем молчат и думают герои. Художник умеет соединить в одном произведении теплоту жизненного, камерного момента с широтой мыслей и чувства, этюдность с картинностью. Подобные задачи всегда увлекали Пименова.
В 1974 году, за три года до смерти, Пименов ответил одному из своих зрителей на выставке — а что он пишет для себя, если постоянно изображает девчонок в замазанных комбинезонах, дороги в колеях и какие-то вещи? «И этот зритель, вероятно, не поверил мне и был очень удивлен, когда я ему ответил, что, в общем-то, мне иногда и приходилось по заказу, скажем, для театра делать эскизы декораций красивых парков, рисовать какие-то озера, красивые такие вещи… А вот этих вот замазанных девочек, эти вот изъезженные дороги — вот это я делал для себя. Мне они казались настоящей поэзией времени»
Пименов стоял у истоков формирования советского бытового жанра. Всем своим творчеством он стремился не только расширить, обновить тематику произведений, но и проникнуть в самую суть изображаемых явлений. В творчестве Пименова отразились эстетические и нравственные вопросы времени.
Искусствовед Манеева Анна