Работы Анри Матисса 1905-1906 годов

Работы Анри Матисса 1905-1906 годов

Матисс – одна из самых значимых фигур ХХ века. Будучи универсальным мастером, он смог реализовать себя не только в живописи, но также в скульптуре, керамике, гравюре и многом другом.

Помимо всего прочего, он оставил после себя богатое литературное наследие. Сам он рассказывает, что был «сыном торговца зерном и должен был впоследствии возглавить дело отца». На решение Матисса стать художником повлияла его мать, подарив коробку красок в тот период, когда он восстанавливался после болезни. Его талант проявился не сразу, как, к примеру, у чудо-ребенка Пабло Пикассо. Напротив, его творчество развивалось постепенно и вырастало из его беспримерной преданности цвету, свету, пространству и созданию гармонии. Но, прежде чем найти себя, собственный подчерк, свою манеру, он повторил путь развития искусства в целом. Как и многие европейские художники, начал он с копирования работ в музеях, далее увлекся импрессионизмом, но ненадолго. В начале творчества испытывал влияние Сезанна и искусства Востока. К 1905 году он приходит к фовизму.

Фовизм стал одним из первых и ярчайших художественных течений ХХ века. Несколько молодых живописцев в октябре 1905 года показали свои работы на выставке Осеннего салона в Париже. В обзоре выставки в журнале «Жиль Блаз» критик Л. Воксель назвал этих художников «дикими» (от фр. Les fauves – дикие звери). Это неожиданное определение оказалось настолько метким, что уже через несколько дней потеряло авторство и начало самостоятельную жизнь.

Без Матисса не было бы фовизма. И несмотря на то, что он не признавал себя главой течения, именно его метод определял стилистику. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими. В различные периоды своего творчества — от ранних до поздних — Матисс использовал те принципы, которые составляли основу художественного метода фовистов.

Фовистские приемы использовались многими художниками, но именно Матисс создал новый стандарт изображения — декоративного полотна, где ключевая роль отведена не линии, а цветовому пятну. Благодаря Матиссу и в результате широкого использования нового художественного метода в живописи, цветовая плоскость стала главным художественным инструментом в искусстве XX столетия.

Матисс А. «Натюрморт. Ваза, бутылка, фрукты». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Холст, масло. 73х92 см. 1906 

Другие названия картины – «Синяя ткань» и «Натюрморт с синей тканью». Этот натюрморт - один из самых необычных по живописи произведений Матисса – написан поверх какой-то другой картины или её части. Темную основу прежней живописи Матисс полуприкрыл быстрыми и неплотными белильными мазками, которые в сочетании с яркими пятнами красок создают впечатление почти пастельное. Рентген показал, что «Ваза, бутылка и фрукты» написана поверх другого натюрморта с чашкой и фруктами, возможно, апельсинами. Чашка подобной формы фигурирует в «Натюрморте против света» (1899). Датировка картины представляет собой значительные трудности. По свидетельству дочери Матисса Маргарет Дютюн, картина находилась в квартире её отца уже в 1903, поэтому натюрморт нередко относили к 1902. А.Барр датировал картину 1907, но с вопросом. Скатертью в этой композиции служит жуйская ткань, появляющаяся также в «Голубом натюрморте» (фонд Барнса, Мерион, США), который относят всегда к 1907, а затем в эрмитажной «Красной комнате» и других картинах. Чайник в правой части эрмитажного натюрморта так же воспроизведен в картине из фонда Барнса и в более ранних произведениях не встречается. С «Голубым натюрмортом» картина «Ваза, бутылка и фрукты» имеет известное композиционное сходство. Живописные качества картины таковы, что среди произведений 1902-1903 гг. она оказывается одинокой, что нельзя сказать, когда сопоставляешь её с полотнами фовистской эпохи.

Наиболее вероятной датой исполнения представляется 1906 г. В марте 1906 картина показана на выставке в галерее Дрюэ. Очевидно, тогда же была написана приближенная к ней по манере картина «Пьер Матисс с лошадкой» (частное собрание США), выставленная на выставке Матисса в нью-йоркской галерее Аквавела в конце 1973 г. Воспроизведен столик, накрытый той же скатертью. Датировки 1906 придерживается П.Шнейдер (каталог выставки Матисса в Цюрихе в 1982)

Происхождение: поступила в 1934 из ГМНЗИ. Ранее: галерея Дрюэ в Париже, собрание С.И.Щукина, с 1918 – МНЗЖ-I; с 1923 – ГМНЗИ.

 

Матисс А. «Вид Коллиура». Государственный музей нового западного искусства. Холст, масло. 59,5х73 см. 1905

Картина известна также под названием «Крыши Коллиура». Работа в Коллиуре является залогом важных перемен в творчестве Матисса. Именно там происходило в полной мере раскрепощение цвета, утверждающегося во всей его интенсивности. В Коллиуре, городке на берегу Средиземного моря у испанской границы, Матисс работал летом 1905, а затем весной и летом 1906. «Вид Коллиура» - одно из наиболее значительных произведений фовистского периода – датируется то тем, то другим. На подрамнике картины имеется квадратная надпись. 1906, сделанная, возможно, в галерее Берихейма (последняя цифра в дате неправильна – в начале было 1905). Картина проходила через эту галерею не раньше, чем в самом конце 1907, что не исключает возможности ошибки. Если основываться на стилистических данных, 1905 гораздо предпочтительнее. Картина хорошо вписывается в группу таких коллиурских произведений 1905, как «Марина» (Художественный музей, Сан-Франциско), «Улица в Коллиуре» (частное собрание) и «Красный пляж» (собрание Модингтона, Санта-Барбара), особенно близкий эрмитажному пейзажу. Дерен, также работавший в Коллиуре в 1905, пришел к очень близкому стилю, например, в картине «Лодки в Коллиурском порту» (собрание Джиджи, Берн).

Именно в 1905 Матисс переосмысливает язык дивизионизма. Наряду с раздельными мазками он вводит крупные плоскости чистого цвета, а сами раздельный мазки употребляются им не для оптического смещения тонов, а для того, чтобы создать ощущение сверкающей на солнце черепицы или морских волн.

Снимок картины в инфракрасных лучах показывает очень четкую линеарную структуру всей композиции, так что впечатление спонтанного красочного этюда-«нашлепка», производимое картиной, обманчиво. Матисс приступил к живописи лишь после прочной рисуночной подготовки, которая, однако, должна была стушеваться на следующем этапе работы для создания ощущения сверкающего южного полдня.

В картине «Вид Коллиура» Матисс изобразил одну из местных достопримечательностей – капеллу Сен-Венсан с круглой колокольней, определившей в данном случае центр композиции. В том же 1905 Матисс написал эту же колокольню в небольшой картине «Коллиур» (галерея Бриджстоун, Токио), а также на полотне «Вид Коллиура с церковью» (музей современного искусства, Нью-Йорк). Оба холста писались из окна мастерской Матисса в Коллиуре: «Коллиурская гавань» и «Сушка сетей. Коллиур» (частные собрания), а также «Гавань в Коллиуре» (Художественный музей, Балтимор). В каждом из них фигурирует капелла Сен-Венсан.

В 1906 Матисс написал «Пейзаж в Коллиуре» (собрание Салля, Париж), в котором та же местность рассмотрена с более далекой точки зрения, а приёмы дивизионизма не применяются. По-видимому, под влиянием картины Матисса был написан «Коллиур» Дерена, изображающий тот же вид в аналогичной полудивизионистской технике. Жена Дерена Алиса относила его к 1905 году (проходил на аукционе Кристи 29.06.1979).

Происхождение: поступила в 1948 из ГМНЗИ. Ранее: галерея Бернхейм –Жён в Париже; собрание С.И.Щукина; с 1918 – МНЗЖ-I; с 1923 – ГМНЗИ.

Матисс А. «Дама на террасе». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Холст, масло. 65х80,5 см. 1906

Картина известна также под ошибочным названием «Венеция. Вид с террасы», с которым она попала к С.И.Щукину из галереи Дрюэ. Изображена жена Матисса Амели на фоне коллиурского пейзажа. Картина написана, всего вероятнее, летом 1907, то есть после поездки художника в Италию. 1906, предлагаемый иногда в литературе, представляется слишком ранней датой, поскольку в этом фовистском произведении намечается переход к более конструктивному стилю. Хотя Матисс пользуется наиболее яркими красками, и ещё усиливает их звучность, введением цветных контуров, сами эти контуры образуют своего рода каркас, линеарную основу, что более характерно для живописи 1907, в частности для центральной картины этого периода «Роскошь» (Государственный художественный музей, Копенгаген), где на фоне также появляются горы Коллиура. В стиле, ещё более близком к эрмитажной картине, написан так же, в Коллиуре, холст «Три купальщицы» (1907, собрание Макмиллана). Балюстрада набережной с горами на дальнем плане фигурирует в левой части «Интерьера в Коллиуре» (частное собрание Анкона), выполненного раньше, около 1905.

Происхождение: поступила в 1948 из ГМНЗИ. Ранее: галерея Дрюэ в Париже; собрание С.И.Щукина; с 1918 – МНЗЖ-I; с 1923 – ГМНЗИ.

Матисс А. «Посуда и фрукты на красно-черном платке». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Холст, масло. 61х75 см. 1906

Работа создана в Коллиуре летом 1906 и осенью того же года выставлялась в Осеннем Салоне под названием «Красный ковер». Весной 1906 Матисс совершил поездку в Северную Африку, в Бискру, откуда отправился в Коллиур. Из Бискры Матисс привез восточные ткани и керамику, которую охотно стал включать в свои натюрморты. Красно-черный ковер, раньше неправильно именовавшийся платком, - это небольшой алжирский коврик, фигурирующий также в двух других коллиурских натюрмортах 1906 - «Красный ковер» (Музей живописи и скульптуры, Гренобль) и «Натюрморт с гипсовой статуэткой» (Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен).

О Коллиуре как месте написания данного натюрморта свидетельствует и включение в левую часть поррона (или пурро) – особого испанского сосуда для вина, который легко было найти в пограничном с Испанией Коллиуре.

Происхождение: с 1948 из ГМНЗИ. Ранее: галерея Дрюэ в Париже; собрание С.И.Щукина; с 1918 – МНЗЖ-I; с 1923 – ГМНЗИ.

Искусствовед Манеева Анна


Наверх