Колесников Степан Федорович

Колесников Степан Федорович

Сын крестьянина, Степан, в детстве получил бесценные уроки живописи у иконописцев. Степан был братом художника И.Ф.Колесникова. Далее последовала учеба в Одесском художественном училище за счет Славяносербского земства, где в течение шести лет обучения у таких мастеров, как Ладыженский и Констанди, художник завел крепкую дружбу с Бродским и Бурлюком. В 1899 г. взял в жены Ирину Попандопуло — дочерь греческого помещика, спустя два года у пары родилась дочь.

Колесников Степан Федорович. «Березы. Осень». 1902

В 1903 году Степан поступает в ИАХ в Санкт-Петербурге (Императорскую Академию художеств), где черпал знания у таких великих мастеров, как Киселёв, Репин, Маковский, Куинджи. Через пару лет обучение в ИАХ было приостановлено из-за волнений, и художник на это время вместе с друзьями из училища уезжает на этюды в родовое имение Давида Давидовича в Украине.

Колесников Степан Федорович. «Перед грозой». 1909

За конкурсную картину «В старой усадьбе» живописец получает право на пенсионерскую поездку, во время которой он посещает не только Германию, но Францию, Бельгию, Италию. С 1910-х начинается активная выставочная деятельность – он выставляется на международных выставках в Мюнхене, Риме, Венеции. 1912 год отличается поездкой в Азию, Туркменистан и Монголию. Откуда возвращается с огромным количеством работ, которые были представлены на двух выставках в Санкт-Петербурге.

Колесников Степан Федорович. «Зима. На околице Одессы». 1918

В 1914 г. ему присвоили почетное звание академика. За победу на Х Всемирной выставке (в Мюнхене) за картину «Весна» С.  Ф.  Колесников получил большую золотую медаль 1-го класса, благодарность от правительства Российской империи и золотой портсигар с брильянтом на крышке от императора Николая ІІ. После этого начался самый плодотворный и яркий, но, к сожалению, очень краткий период его жизни на родине.

Колесников Степан Федорович. «На привале. Пасущиеся лошади». 1927

Во времена учебы им было написано огромное количество украинских пейзажей, ему было важно именно состояние природы, он редко выписывал лица персонажей.

До революции его работы часто можно было увидеть в выставочных залах Академии. Колесников пользовался успехом, его узнавали, а работы приобретали за большие деньги. Но все это происходило до 1918, когда подъем карьеры сменился упадком. Во время войны им, как и многими художниками, был выполнен ряд картин на военную тематику. Репродукции картин Степана Федоровича часто публиковались в популярных журналах. Так, его работы на военную тематику, можно было увидеть в журнале «Летопись войны».

Колесников Степан Федорович. «Без названия». 1929

Позднее С.  Ф. Колесников попытался вместе с семьей пересидеть сложные годы в Одессе и (или) Александровке. По одним данным, он вернулся сюда в 1917–1918 гг., по иным — в 1914 г. Однако еще в 1970-х годах один из лучших знатоков творчества художника, научный сотрудник Одесского художественного музея Л.  Н.  Гурова доказала, что на самом деле он приехал в Одессу в 1915 г. и с этого времени стал участником выставок Товарищества южнорусских художников. Но во всех его биографиях после возвращения в Одессу отмечается почти «полный провал» до середины 1920 г. Что касается даты выезда за границу, то известно, что художник точно находился в Одессе до ноября 1919 года, так как тогда участвовал в лотерее в пользу Добровольческой армии на 29-й выставке Товарищества южнорусских художников, которая была «устроена в большой светлой зале в первом этаже» Художественного музея.

Колесников Степан Федорович. «Осень». 1930

К сожалению, сложно точно сказать, каким образом Степан Федорович с семьей оказались в Белграде. Вероятно, он и его близкие прибыли в Сербию разными путями. С.  Ф. Колесников покинул Родину в 1920 году, но однозначно до захвата Одессы большевиками. Скорее всего, сначала ему удалось уехать на пароходе в Новороссийск. В пользу этой версии говорит и тот факт, что в каталоге его произведений, хранящихся в СССР, который содержится в альбоме выставки, организованной к 100-летию со дня его рождения (Одесса, 1983), напрочь отсутствуют полотна, датированные 1920 годом и позднее. В Королевстве сербов, хорватов и словенцев (КСХС), а с 3.10.1929 г. – королевстве Югославии С. Ф. Колесников жил в его столице Белграде.

Колесников Степан Федорович. «У церкви». 1936

В городе тогда сконцентрировался цвет эмиграции из бывшей Российской империи (в 1921 г. в КСХС их насчитывалось 42,5 тыс. человек). Среди них были известные литераторы, художники, актеры, писатели, ученые, общественные деятели, военные, в частности А. Билимович, И. Бунин, Р. Верховский, А. Ганзен, И. Голенищев-Кутузов, С. Кульбакин, А. Лажечников, Ю. Ракитин, Е. Спекторский, П. Струве, В. Фармаковский, генерал-майор С. Гребенщиков и мн. др.

Почти сразу после приезда, в 1920 году по рекомендации художественного критика и переводчика Н.  Н.  Брешко-Брешковского, С.  Ф.  Колесников был избран профессором Белградской Академии художеств, хотя продолжал работать учителем рисования и черчения в русско-сербской гимназии (1920–1924 гг.) и сценографом в Народном театре (1921–1926 гг.).

Колесников Степан Федорович. «Церковь зимой» . 1937

После этого он выполнил росписи интерьеров гостиницы «Палас» (1923  г.), Адриатическо-Придунайского банка (1925  г.), городской больницы Белграда (1927 г.) и т. д. Вскоре картины плодовитого живописца стали украшением  королевского дворца. Художник снова вернулся к излюбленному жанру – пейзажу, хотя он писал также и жанровые сцены, и натюрморты. Художник также продолжил выставочную деятельность, организовывая персональные выставки по всей Европе в 20-е годы. В результате он быстро освоился в новой стране, благодаря активной выставочной деятельности, получил широкое признание своего искусства. Он быстро оправился, его работы снова стали покупать. Особенно цена на работы Колесикова подскочила после росписи им потолка в городском театре в 1922 году. На следующие 15 лет Колесников Степан стал национальной гордостью Сербии.

Колесников Степан Федорович. «Рыбаки, ремонтирующие сети». 1944

Художник ярко проявил себя как иконописец именно в КСХС, где вспомнил о своих детских навыках, полученных от простых «богомазов», и создал такие произведения, как «Благославляющий Спаситель», «Тайная Вечеря», «Святой Николай Чудотворец» и мн. др. Примечательно, что икона Христа Спасителя, выполненная им в 1920 г., была подарена генералу А.  И. Деникину (хранится в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына, Москва). На ее обороте подпись: «Русскому вождю А.  И. Деникину — спасающему Родину! От сотрудников добровольцев первого агитационного поезда». Кстати говоря, нельзя исключить, что эта икона была написана С. Колесниковым еще в Александровке.

Часть произведений этого жанра была представлена публике уже в январе 1921 г. на выставке в Белграде. Кстати говоря, особой популярностью на ней пользовался большой триптих: слева — Россия стонет под гнетом большевиков, справа — цветущее Королевство СХС,   в центре — будущее воскресение объединенного славянства. В ноябре 1926 года там же состоялась новая персональная выставка разножанровых произведений С.  Ф.  Колесникова, которую удостоил своим присутствием сам король Александр с супругой. На новой родине живописец достиг всего того, что имел ранее дома и даже более: высокое положение, связи, свой дом в центре Белграда и пр.

Колесников Степан Федорович. «Весна. Март»

Имея денежное благополучие, художник имел проблемы в семье – после сильной ссоры он оставляет жену и дочь, оставив их в тяжелом положении. Жена художника скончалась через три года после ухода Степана Федоровича.

Война принесла в семью лишь горечь утраты – сын художника покончил с собой, а дочь бежала в Германию. А самого художника настигла тяжелая болезнь Паркинсона, от которой он скончался. Но Степан никогда не отказывался от желания творить, даже во время болезни он привязывал кисть к руке и писал. Художник скончался в мае 1955 года, похоронен на Белградском кладбище.

Колесников Степан Федорович. «Грозовое небо».

Если говорить о С.  Ф.  Колесникове как о художнике, то в целом и при жизни, и после смерти критики разных стран и взглядов были к нему благосклонны, хотя в его творчестве были разные периоды, на протяжении которых он проявил себя более или менее удачно и плодотворно как пейзажист, жанрист, натюрмортист, баталист, иконописец и в области монументально-декоративного искусства. Но намного больше иных работ он написал пейзажей, на которых чаще других объектов можно увидеть драматично заломленные голые ветви серых деревьев, отбрасывающие тень на снег или на беленые стены храмов, за которые критики еще на заре его карьеры прозвали его «Паганини дубовых веток». Для них характерны также глубокое небо, обилие света и белых прочерков, буквально подсвечивающих изображение на каждом полотне, «жирный, кудрявый мазок» и особенный колорит во всех картинах, чем бы он их ни писал.

Колесников Степан Федорович. «Дворец под Москвой. Сокольники»

В 1930-е годы художником была применена интересная живописная техника. Используя эффект основы — тонированной лилово-серой бумаги, он мастерски научился передавать сгущающиеся сумерки и лунный свет. Тем самым Степан Федорович продолжил традицию российского пейзажа, восходящую к творчеству А.  И.  Куинджи. Увлекшись работой с бумажной основой, художник пошел дальше — он стал смешивать гуашь и темперу с пастелью, добиваясь эффекта бархатистой, мягкой фактуры красочной поверхности и по-своему разрабатывая декоративный строй панно. Отказавшись от иллюзорности традиционного реалистического пейзажа, С.  Ф.  Колесников стал создавать в мастерской своего рода образы-воспоминания. Репин всецело восхищался творчеством Колесникова, вел с ним переписку, просил присылать эскизы. Справедливости ради надо сказать, что мнение И.  Е.  Репина разделяли далеко не все художники. Так, П. А. Нилус в письме из Петрограда от 10 февраля 1917 г. описывает выставку-продажу картин и отмечает: «Если бы не был художником, начал бы штамповать картины под публику, и был бы богат. Тут есть такое выражение: «Штамповано», и очень точное выражение…Все хорошо и талантливо, в то же время отвратительно, вульгарно, глупо, — но это как раз нравится больше всего публике. Самое досадное, что вся молодежь этим охвачена и приходится вспомнить с благодарностью доброе, старое время «передвижничества», когда этой пошлости не было. Теперь 9 из 10 художников и молодых, и старых развращены штампованием под публику».

Колесников Степан Федорович. «Женский совет»

На протяжении своей творческой жизни С.  Ф.  Колесников написал около 6000 произведений. В последние же годы, борясь за выживание и не имея возможности работать самостоятельно, он был вынужден нанять двух молодых художников, которые по очень общим наброскам выполняли живописные работы, а после этого добавлял на них некоторые детали и ставил свою подпись.

Если вглядеться в многочисленные пейзажи художника, особенно сербского периода, то среди них можно увидеть неоднократные повторы одних и тех же сюжетов, персонажи в аляповатых псевдорусских национальных одеждах, дыни, тыквы и арбузы, одиноких волков и прочие штампы, которые, по-видимому, пользовались неизменным спросом главным образом в зажиточных эмигрантских кругах.

 

  Искусствовед Фомирякова Анна


Наверх