Ив Кляйн (1928-1962)

Ив Кляйн (1928-1962)

 

Ив Кляйн 
«ANT 76»
Galerie Rive Droite, Париж, Франция
1960

Ив Кляйн - один из самых необычных, особняком стоящий художник в послевоенном европейском искусстве. Его работы представлены во многих ведущих музеях: музее современного искусства в Сан-Франциско, Нью-Йоркском музее современного искусства, музее Соломона Гуггенхайма, центре Жоржа Помпиду в Париже, музее изобразительных искусств (Кунстхаусе) в Цюрихе и других.

Единственный персонаж, который как-то с ним сопоставим – Марсель Дюшан. Как и Марсель Дюшан, Кляйн не столько создавал произведение, сколько придумывал бесконечно новые способы заниматься искусством, что сделало его одним из ярких, пестрых художников прошлого столетия.  Искусство Ива Кляйна, ключевой фигуры во французском художественном движении Nouveau Réalisme, гораздо шире и глубже, чем просто синие монохромные картины, как принято обычно считать.

Ив Кляйн родился в 1928 году в Ницце в семье художников – Фреда Кляйна (1898-1990) и Мари Раймонд (1908-1988). Его отец писал в свободном постимпрессионистском стиле, в то время как его мать была ведущей фигурой в ташизме (живописи пятнами, выражающей бессознательную активность художника) и регулярно проводила вечера с другими ведущими практиками этого парижского абстрактного движения. Кляйн не получил формального образования в области искусства, но его родители сильно повлияли на становление будущего художника – ранние работы Ива Кляйна подражают стилю отца и матери.

Ив Кляйн в молодости, 1938

Ив Кляйн
«Без названия»
1946

Ив Кляйн
«Лошадь»
1949

Ив Кляйн
«Пейзаж»
1951

До 1946 года Ив жил в Париже, а лето проводил в Кань-Сюр-Мер в гостях у сестры его матери Розы Раймон. В годы войны Кляйн получал образование в Высшей школе торгового мореходства и Высшей школе восточных языков, где он заинтересовался джазом, эзотерической литературой, восточными религиями и – его страстью – смешанным боевым искусством дзюдо. Кстати, в дзюдо он достиг больших успехов: Ив отправился в Японию в 1953 году, где в возрасте 25 лет стал мастером дзюдо, получив звание йодан (черный пояс четвертой степени) - исключительное достижение для западного человека в то время. После возвращения в Париж в середине 1950-х годов он открыл школу дзюдо и опубликовал «Les Fondements du Judo» (1954), книгу, иллюстрирующую основные движения боевого искусства. Его учеба в известном институте дзюдо Kоdоkan, на который сильно повлияла философия дзен, привела Кляйна в контакт с «пустотой» японской буддийской мысли.

В студенческие годы он завел дружбу с Арманом (Арманом Фернандесом) и Клодом Паскалем и начал заниматься живописью. Однажды Ив предложил товарищам «поделить мир между собой». Фернандес получил землю, Паскаль – воздух, а Кляйн – небо, которое навсегда стало главным источником его вдохновения. В конце жизни художник говорил, что для того, чтобы понять его творчество, достаточно просто поднять голову и посмотреть на небо. Небо, которое подарило ему синеву, ставшую философией, методом и вдохновением художника, его визитной карточкой. Он провозгласил: «голубое небо-мое первое произведение искусства».

В начале 1948 года, по словам Клода Паскаля, друга художника, Ив Кляйн открыл для себя книгу «Космогония Розенкрейцеров», которую изучал долгие годы. Духовный, даже мистический человек, Кляйн находился под влиянием розенкрейцерства, оккультного общества, которое объединило учения герметизма, еврейского мистицизма и христианского гностицизма и которое утверждало, что угадало тайный порядок во Вселенной.

Склонный к путешествиям, в период между 1948 и 1953 годами он сначала отправляется в Италию, затем в Англию - где он работает в мастерской по изготовлению рам, изучая позолоту - в Ирландию, Испанию и, наконец, в Японию. После долгого странствия, в 1954 году состоялось возвращение Ива на родину.

Когда он возвращается из Японии, он снова начинает заниматься искусством. Первое, что он делает – альбом «Картины» (1954). Альбом сопровождался текстом друга Ива поэтом Клодом Паскалем – предисловие состояло из черных линий, там не было ни единого слова. Содержание вполне соответствовало предисловию – квадраты образцов цветной бумаги были наклеены на листы и подписаны названиями городов, которые он посетил в своих многочисленных путешествиях.

Хотя Кляйн начал создавать монохромные работы ещё в 1949 году, а показал их впервые в 1950, первый показ широкой публике состоялся в 1955—1956: в Club des Solitaires (1955) и в Gallery Colette Allendy (1956). На этих выставках были представлены оранжевые, жёлтые, красные, розовые и синие монохромные полотна. Реакция публики глубоко разочаровала Кляйна, поскольку люди переходили от картины к картине, связывая их вместе как своего рода мозаику.

На выставке «Proposte Monochrome, Epoca Blu» в Милане Кляйн демонстрирует 11 идентичных синих холстов одного формата (78 х 56 см), при создании которых он использовал уникальный цвет. В 1957 году презентует собственный цвет – IBK (International Blue Klein). Для него синий цвет явился олицетворением цвета неба и цвет космоса. Эдуард Адам, парижский торговец красками помогает обнаружить Иву синтетическую смолу «Rhodopas M60A». При смешивании смолы с ультрамарином сохраняются полностью все цветовые характеристики. По словам Кляйна цвет позволил зрителям «купаться в космической чувствительности». Он иногда ссылался на литературного критика и философа Гастона Башляра, который писал: «Сначала нет ничего, потом — глубокое ничто. Потом — синяя бездна».

Интересно, что все 11 полотен были оценены по-разному. Покупатели проходили через галерею, наблюдая и оценивая каждый холст, а в конце покупали тот, который более всего им подходил. Идея Кляйна состояла в том, что каждый покупатель увидит что-то уникальное в холсте, который они купили, что другие покупатели, возможно, не видели. Таким образом, хотя все картины визуально выгляди одинаково, влияние каждого из 11 полотен на покупателя было совершенно уникальным.

Через год выставка была повторена во Франции, художник отметил ее открытие акцией – он запустил в небо 1001 синий воздушный шар. Переплюнуть Кляйна в области нематериальности удалось только концептуалисту Барри (серия «Инертный газ»), выпустившему в воздух два кубических фута гелия в небо и фотографировавшему невидимый результат. К этому времени художник уже овладел техникой создания картин, имеющих такой неповторимый оттенок синего. На предварительно смазанный казеином холст он наносил краску, смешанную с быстро испаряющимся фиксатором. Таким образом, большинство его работ, выполненных в этой технике, создают впечатление бархатной текстуры и глубины.

Интересно, что холст был не единственным пространством, на котором Ив экспериментировал со своим IKB. Синий выходит за рамки холста, размыливая границы между скульптурой и живописью. У Ива Кляйна синими оказываются слепки известных скульптур, в том числе Ники Самофракийской и Венеры Милосской; глобус; портреты друзей, например, портрет Клода Паскаля.

Ив Кляйн
«Портрет Клода Паскаля»
Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней
1962

Большую известность ему принесли так называемые «Антропометрии». Это серия, состоящая из 180 работ, в которых автор работает с помощью «живых кистей». Эксперименты Ив Кляйн стал ставить в 1958 году, когда впервые с помощью обнаженной модели получил случайные отпечатки краски на холсте. Затем, желая сделать свою работу более освоенной, он меняет процесс и дает точные указания моделям.

Первая публичная презентация антропометрий состоялась 9 марта 1960 года в Национальной галерее современного искусства. Ив Кляйн хотел, чтобы его антропометрии были не просто художественным исполнением, ритуалом. Публика должна была посетить мероприятие в вечернем наряде. Ив пришел в черном костюме, и по знаку его руки присутствующий оркестр начал свою «монотонную симфонию» (непрерывный высокий звук, за которым последовала тишина). Тем временем в зал вошли 3 обнаженные модели с баночками с голубой краской, которой покрыли тело, а затем художник без единого слова направил свои «живые кисти» на холст.

В конце 1950-х Кляйн стал производить скульптуры из крашеной губки. Сначала он наносил самостоятельные произведения. Для художника губки, пропитанные его фирменной, запатентованной краской, были похожи на зрителей, пропитавшихся культурой после театрального представления. Кроме того, согласно учению розенкрейцеров, «губки являются отражением изобилия духовных миров в океане». Как сам художник описывает: «работая над своими картинами в студии, я иногда использовал губки. Естественно, они очень быстро посинели! Однажды я заметил, как прекрасна синева в губке, и инструмент сразу же стал сырьем. Необычайная способность губок поглощать всю жидкость очаровала меня. Благодаря губкам я собирался сделать портреты наблюдателей моих монохромов, которые, увидев, попутешествовав в синеве моих картин, возвращаются полностью пропитанными чувственностью, как и губки».

Ив Кляйн
Голубой рельеф из губок (RE 51)
1959

Один из первых больших заказов, полученных художником – оформление фойе театра в Германии. Огромные панно, некоторые размером 20 х 7 метров, синего фирменного цвета были созданы из губок (ассоциация со зрителем). Стоит отметить, что эти полотна являются единственным публичным заказом, выполненным при жизни художника. Этот факт подчеркивает важность для Ива Кляйна сотрудничества с архитектором Вернером Рунау. Оперный театр был открыт в декабре 1959 года.

Ив Кляйн
Фойе театра в Гельзенкирхене

Ив Кляйн за работой в Гельзенкирхенском Оперном театре, 1959 год
Гельзенкирхен, Германия
Фото: Чарльз Вилп

В 1958 году в Париже состоялась скандальная выставка «Пустота». Почему скандальная? На этой выставке не было представлено ни одного художественного произведения. Огромному количеству людей были разосланы приглашения синего цвета в синих конвертах. Около 3000 человек пришло, чтобы увидеть, что запланировал показать им художник. Взяв коктейли (тоже синего цвета), посетители маленькими группами заходили в свежевыкрашенное белой краской двадцатиметровое помещение, в котором не было ничего, кроме большого шкафа – Ив Кляйн выставлял зону нематериальной живописной чувствительности и сделал из этого колоссальное событие. На входят дежурили гвардейцы из ордена Святого Себастьяна в невероятном экзотическом парадном облачении.

Кляйн не только выставлял пустоту, но даже продавал ее – оплата была возможно исключительно золотом, самым чистым материалом. Этим жестом художник обнажал механизм употребления искусства внутрь – на деле посетители современных галерей приходят не впитывать искусство, а отметиться на важном мероприятия и посмотреть на знаменитого художника. Кляйн решил, что если пустота – произведение, ее можно продать. Самым знаменитым покупателем столь необычного произведения стал Альберт Камю. Покупателю выдавалось свидетельство о праве собственности. Если же покупатель соглашался поджечь свидетельство, Кляйн бросал в Сену ½ часть золота, чтобы восстановить «естественный порядок», который он нарушил, продав пустое пространство (которое теперь больше не было «пустым»). Он использовал другую половину золота, чтобы создать серию позолоченных работ, которые, наряду с серией розовых монохромов, начали разбавлять синие монохромы к концу его жизни.

После этого он начинает работать с золотом. Так называемые моноголды возникают после монохромов. В 1960 году на выставке Аntagonisms, которая была организована музеем декоративных искусств в Париже, он впервые показал «Monogold fremissant».  В начале 1960-х годов Кляйна активно интересовал этот материал. Некоторые работы объединяли серию прямоугольников в композицию, другие были сделаны из подвижных листов золота, закрепленных на панели, они двигались при дуновении ветра, третьи были рельефами с полированной поверхностью. 

Ив Кляйн
«Тишина – это золото»
148 х 114 см
1960

Кляйн считал, что для создания картины не всегда нужен художник - произведение искусства уже есть в нашем мире. Так, его стало интересовать сотрудничество со стихией. Художник делал записи дождя, песка и ветра – привязывал холст к крыше автомобиля. Полученные в результате картины он называл космогониями.

В конце карьеры он стал активно использовать огонь при создании своих произведений. Первую огненную живопись Ив Кляйн создал в день закрытия своей выставки в Крефельде, поднося большие листы бумаги к огню газовых горелок. Чуть позднее он создает огненную живопись большого формата в исследовательском центре французской газовой компании около Парижа.

Ив Кляйн
«Fire Painting F25»
1961

В 1960 году Кляйн и искусствовед Пьер Рестани основали движение Nouveau Réalisme, которое шло параллельно американскому поп-арту. Их всеобъемлющее стремление состояло в том, чтобы открыть «новые способы восприятия реального». Эта группа, наряду с другими, такими как Fluxus, была одной из многочисленных тенденций авангарда в 1960-х годах. Первоначальная декларация была подписана девятью людьми в мастерской Ива Кляйна, среди них были Жак Вильегле, Жан Тингли и Арман.

19 октября 1960 года Кляйн совершает «Прыжок в пустоту», запечатленный Хэрри Шанком и Джоном Кендером.  Снимок, на котором Ив изображен летящим с раскинутыми руками, конечно, фотомонтаж. При его создании художник действительно прыгал, но внизу его ловили на брезент друзья-дзюдоисты. Заголовок выдуманной им же статьи гласит: «Человек в космосе! Художник космоса бросается в пустоту!» Прыжок с академической школы в объятия пустоты, доказывающий, что искусством может быть даже ничто, — таков совершенный жест истинного художника-модерниста.

Он умер в возрасте всего 34 лет после трех последовавших друг за другом сердечных приступов. Первый произошел в мае 1962 года, когда Кляйн увидел фильм «Мондо Кейн», в котором он появился, на Каннском кинофестивале. Через несколько дней последовал еще один сердечный приступ. 6 июня третий унес молодую жизнь художника. Ив Кляйн покоится на небольшом кладбище Ла-Коль-сюр-Лу (Приморские Альпы), рядом с Мари и Розой Раймон.

Решив выразить чувство, а не фигуративную форму, Ив Кляйн вышел за рамки идей художественного представления, рассматривая произведение искусства вместо этого как след связи между художником и миром; невидимая истина стала видимой. Его работы, по словам Кляйна, должны были стать «пеплом его искусства», следами того, что глаз не мог видеть.

 

 

 

 

 

 


Наверх