Эдгар Дега (1834-1917)
Автопортрет
1895
«Классический художник современной жизни» - так Эдгар Дега характеризовал сам себя. Знатный и надменный человек с кажущимся непринужденным талантом, Дега был известным членом группы импрессионистов, но оставался в стороне от многих ключевых идей этого направления.
Эдгару посчастливилось родиться в семье банкиров с международными связями и аристократическими стремлениями. Старший из пяти детей, Илер-Жермен-Эдгар де Га родился в Париже в семье Селестины Мюссон, креолки из Нового Орлеана и Огюстена де Га, неаполитанца. Он был очень привязан к своему младшему брату Рене, и впоследствии неоднократно писал его портреты. Его дед по материнской линии Жермен Муссон родился в Порт-о-Пренсе и поселился в Новом Орлеане в 1810 году. Эдгар Дега отказался от фамилии «De Gas» в следствие ее претенциозности и вернулся к традиционному написанию фамилии.
Эдгар Дега
«Портрет Рене Дега»
Холст, масло
1855
Мальчик был смышлёным ребенком, в 11-летнем возрасте он начал свое обучение в лицее Луи-Ле-Гран. Из школьных предметов ему особенно нравились история и латынь, но более всего он любил рисовать. Мать Эдгара умерла, когда тому было 13 лет, он и его братья и сестры были воспитаны отцом и дядями.
Отец Дега надеялся на то, что сын получит юридическое образование, а впоследствии продолжит семейный бизнес. Предприняв робкую попытку – Дега таки поступил на юридический факультет парижского университета в ноябре 1853 года, все же он решил уделить самое серьезное внимание занятиям живописью. Луи Ламот, француз, ученик Энгра и Фландрена, стал первым учителем будущего художника. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет, и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Дега восхищался работой Энгра и верил, как и великий мастер, в первостепенную важность рисунка при создании произведения искусства.
Имея отца, владеющего приличным состоянием, к тому же всячески поддерживающего творческие поиски сына, Дега не испытывал финансовых трудностей, которые, как правило сопровождают на ранних стадиях любого начинающего художника. Он имел возможность заниматься получением образования, где и как ему хотелось. Так, он много часов провел за копированием работ старых мастеров в Лувре. В 1855 году Эдгар Дега был принят в Ecolé des Beaux-Arts (Национальную высшую школа изящных искусств). Пылающий страстью к классическому искусству и заинтересованный встречей со своей большой семьей, Дега в возрасте 22 лет отправился в Италию. Три года он путешествовал, делал наброски в Неаполе и Риме, где делал копии работ Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других художников эпохи Возрождения.
В конце концов он остался во Флоренции с Лаурой Беллели, сестрой его отца, которую он написал вместе с мужем бароном Беллели и их двумя дочерями («Семейство Беллели», 1860—1862. Музей Орсе, Париж). Эта картина стала его первой серьезной работой: портрет не слишком счастливой семьи, который получил всю грандиозность крупномасштабной исторической картины. «Семья Беллелли» - подлинно лична картина, которую можно считать одним из первых шедевров импрессионизма. На полотне изображены барон Белелли, революционер, сосланный в Неаполь в 1848 году, его жена Лаура, дочь покойного неаполитанского банкира де Га (тетка художника) и две их дочери. Дега выбирает уникальную композицию и уже выступает в качестве мастера-портретиста, основной интерес которого заключается в переводе психологического состояния изображаемых.
Эдгар Дега
«Семья Беллели»
Холст, масло
200 х 250 см
Музей Орсе, Париж
1860-1862
Дега вернулся из Италии в 1860 году, одна из первых работ, созданных в Парижской мастерской – «Юные спартанцы тренируются» (Лондонская национальная галерея, 1860). Следуя по стопам своего кумира, французского неоклассика Жана Огюста Доминика Энгра, Дега создал несколько исторических картин до середины 1860-х годов - «Александр и Буцефал» (1861), «Дочь Иеффая» (1859-1860), «Семирамида строит Вавилон» (1861).
Эдгар Дега
«Дочь Иеффая»
Хослт, масло
Музей искусств колледжа Смита, Массачусетс
1859-1960
В 1865 году он обратил свой взор на сцены современной жизни. Хотя он никогда больше не будет писать исторические сюжеты, влияние его академической подготовки можно четко различить в его увлечении человеческой фигурой, изысканной манере письма.
Он впервые выставлялся в Салоне в 1865 году, когда жюри приняло его картину «Сцена войны в Средние века». Картина осталась почти незамеченной в переполненных выставочных залах.
Эдгар Дега
«Сцена войны в средние века»
Холст, масло
85 х 146 см
1865
«Сцена на скачках: упавший жокей» была написана для Салона. Полотно ознаменовало переход от классических исторических картин к изображению современной жизни, которое будет доминировать в его искусстве на протяжении всей оставшейся карьеры. Тема, которую он выбрал, была одновременно модной и относительно новой: бег с препятствиями. Впервые введенный во Франции в 1830—х годах, стипль—чез был-и остается сегодня-опасным и порой спорным бегом с препятствиями по пересеченной местности. Он приобрел широкую популярность к середине 1860-х годов (создание общества бега с препятствиями в 1863 году помогло узаконить этот вид спорта). У Дега было бы достаточно возможностей увидеть такие скачки, возможно, во время посещения своих друзей Вальпинсонов в их поместье в Мениль-Юбер в Нормандии, регионе, известном своими конными фермами и ипподромами.
Эдгар Дега
«Сцена на скачках: упавшиц жокей»
Холст, масло
180 х 152 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон
1866
Интерес к изображению современной жизни был подогрет его дружбой с Эдуардом Мане и кругом друзей, которые часто бывали в кафе Гербуа. Именно здесь, в 1866 году, Дега встретился с такими представителями художественной жизни Парижа, как Моне, Ренуаром, Сислеем и другими, с которыми он позже объединил усилия, открывая первую выставку импрессионистов в 1874 году.
Дега крайне мало интересовало рисование пейзажей, но он безумно любил лошадей и приходил, чтобы писать скачки. «Джентльмены на скачках: наездники перед стартом» (Музей Орсе, 1862) – одно из ранних исследований темы лошадиных бегов. Он написал новый модный ипподром в Лоншам. Фабричные трубы на заднем плане прерывают линию неба. Детали графически рассмотрены Дега с характерной ему точностью, но он также смог создать чувство медленно нарастающего движения, используя яркие краски в костюмах наездников.
Эдгар Дега
«Джентельмены на скачках: наездники перед стартом»
Холст, масло
Музей Орсе, Париж
1862
С 1862 по 1870 год Дега писал портреты своих друзей и близких. В ранних работах, таких, как «Портрет сестры художника Терезы де Га» ( Орсе, 1863), «Портрет молодой женщины» (Орсе, 1867), «Портрет супругов Мортилли» (Бостонский художественный музей, 1867), он использует традиционные композиционные приемы, через которые чувствуется связь с портретами Энгра и старых мастеров. Впоследствии же он часто строит композицию по диагонали в глубину («Эварист де Валери», Орсе, 1864; «Портрет отца художника с певцом Пагансом», Орсе, 1871-72); выбирает неожиданные ракурсы («Дама с хризантемами», музей Метрополитен, 1865; «Женщина с восточной вазой», Орсе, 1872).
В 1870 году, во время франко-прусской войны, он служил в артиллерии Национальной гвардии. Именно во время службы начались проблемы со зрением.
Дега путешествовал в 1872 году в Новый Орлеан (штат Луизиана) и оставался в Соединенных Штатах около года. Находясь в Новом Орлеане, Дега писал общественные сцены и портреты членов семьи и друзей. Единственная картина Дега, приобретенная музеем при его жизни, «Хлопковая контора», была написана во время этого путешествия. Картина, на которой Дега изобразил хлопковый бизнес своего дяди Мишеля Муссона, была выставлена на второй выставке импрессионистов в Париже в 1876 году и была продана музею изящных искусств де По в 1878 году.
Дега вернулся в Париж в 1873 году. На следующий год его отец умер, а брат накопил большие долги. Дега был вынужден продать свой дом и коллекцию произведений искусства, которую он унаследовал. Теперь он внезапно оказался зависимым от продаж своих произведений искусства, необходимости продажи которых раннее не было.
К настоящему времени полностью разочаровавшись в салоне, Дега объединил усилия с группой молодых художников, которые намеревались организовать независимое выставочное пространство. Первая из их выставок, быстро окрещенная выставкой импрессионистов, состоялась в 1874 году. В период до 1886 импрессионисты провели 8 выставок, в 7 из которых принимал участие Дега.
По мере того как финансовое положение художника улучшалось за счет продажи его собственных работ, он смог удовлетворить свою страсть к коллекционированию произведений живописцев, которыми он восхищался—старых мастеров, таких как Эль Греко и современников (Мане, Писсарро, Сезанн, Гоген и Ван Гог). Три художника, которых он боготворил, Энгр, Делакруа и Домье, были особенно полно представлены в его коллекции.
Дега был слишком независимой личностью, чтобы полностью слиться с импрессионистским движением. Если он исторически является одним из его главных представителей, то его связывает с этим направлением гораздо больше его мятежный и нонконформистский ум, его любовь к городу и его стремление к современной живописи, а не его художественные идеи, которые часто находятся в оппозиции с идеями импрессионистов.
Хотя 1860-е годы были продуктивным периодом в карьере Дега, его самые известные полотна были созданы в 1870-х. К этому времени он открыл свою истинную музу - Париж. Он (как и Мане, Писсарро и другие импрессионисты) черпал вдохновение из городских бульваров, кафе, магазинов, танцевальных студий, гостиных, театров и опер. Контрастом образам развлекающегося и праздного Парижа выглядят изображения прачек и гладильщиц в таких полотнах, как «Прачки, несущие белье» (Нью-Йорк, Частное собрание, 1876-1978), «Гладильщица» (Париж, Частное собрание, 1882), «Гладильщицы» (Орсе, 1884-1886).
Эдгар Дега
«Дамский магазин»
100 х 110 см
Холст, масло
Чикагский институт искусств
1885
Эдгар Дега
«Женщина гладит»
54 х 39 см
Холст, масло
Метрополитен музей, Нью-Йорк
1873
Творчество Дега было более сложным по своей проблематике, более интеллектуальное, менее непосредственное, чем творчество Ренуара, Моне, Сислея. В отличие от Ренуара с его ясным, жизнерадостным мировосприятием, Дега нередко останавливался на малопривлекательных сторонах человеческого облика и поведения. Например, в полотне «В кафе (абсент)» (Орсе, 1876). Вслед за Домье, Сёра и Тулуз-Лотреком, Дега открывает для искусства тему цирка и пишет картину «Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо» (Национальная Галерея, Лондон, 1879). Новаторская композиция - резкий ракурс снизу.
Эдгар Дега
«Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо»
Холст, масло
77 х 177 см
Национальная галерея, Лондон
1879
Важнейшее по количеству место в искусстве Дега занимает «балетный» цикл, картины из жизни танцовщиц — за кулисами, в фойе, на сцене. Образами балета художник пленился еще в 70-х годах и до последних своих дней остался верен этому влечению. Более половины всех своих работ он посвятил балету. Он видел в балете, помимо магии, которую он на него оказывает, идеальный предмет наблюдения за быстрым движением, а также обширную возможность для пространственной композиции, предлагаемую всей поверхностью сцены. Дега быстро осознает на протяжении своих закулисных наблюдений за артистами во время работы - упражнений, репетиций - существующий сдвиг между сказочностью костюмов и зрелищ и жалким социальным положением танцоров. Дега все чаще писал балетные сюжеты, отчасти потому, что они хорошо продавались и обеспечивали ему необходимый доход после того, как долги его брата оставили семью банкротом.
Эдгар Дега
«Танцевальный класс в Опере»
Холст, масло
Музей Орсе
1872
В 1853 году, с открытием торговли между Японией и Западом, приток нового искусства во Францию вызвал повальное увлечение всем японским. Однако, в отличие от многих своих современников, увлечение Дега выходило за рамки постановочных японских спектаклей. Вместо этого он заимствовал от японской эстетики те элементы, которые он находил наиболее убедительными: асимметричные композиции, разграничение пространства линией и цветом. Излюбленная тема Дега - откровенные моменты современной жизни, интимные сцены купания женщин и, конечно же, танцовщицы— также занимает центральное место в жанре укиё-э.
Дега начал испытывать проблемы со зрением в 1870-х годах. Отчасти именно по этой причине он занялся скульптурой, а позже и фотографией. В дополнение к тому, что он начал осваивать новые виды искусства, его ухудшающееся состояние здоровья оказало значительное влияние на его живопись: цвета стали смелее и ярче, мазки стали грубее, а сцены более размытыми, почти абстрактными. В некоторых случаях Дега даже использовал свои руки, чтобы нанести краску.
Часто используя только один источник света при фотографировании, художник достигал ощущения поразительной близости. Дега считал, что фотография особенно способствует его интересу к нестандартным композициям.
Эдгар Дега
«After the Bath, Woman Drying her Back»
Gelatin silver print
Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния
1896
Образы моющихся или вытирающихся после ванны женщин с картин Дега можно по праву отнести к числу наиболее выразительных и оригинальных изображений обнаженной натуры во всем искусстве XIX века. Ключ к пониманию новизны этих образов дал сам художник, писавший: «Обнаженные фигуры обычно изображают в позах, заранее рассчитанных на зрителя. Однако я пишу скромных, простых женщин из народа, которые заняты обычным уходом за своим телом… Это все равно, что подсматривать за ними в замочную скважину». Купающиеся женщины у Дега скорее анонимны, чем индивидуализированы. Вместо того чтобы раскрывать их черты и выражения, Дега представляет зрителю абстрактные формы, подчеркивая изгиб сутулой спины или наклон плеча. Устойчивый интерес Дега к человеческой фигуре был сформирован его академической подготовкой, но он подошел к ней инновационными способами.
Эдгар Дега
«После купания. Женщина вытирается»
Пастель
104 х 99 см
Национальная галерея, Лондон
1892
Академическая подготовка Дега поощряла сильную классическую тенденцию в его искусстве, которая противоречила подходу импрессионистов. В то время как он ценил линию как средство описания контуров и придания рисунку твердой композиционной структуры, они предпочитали цвет и больше внимания уделяли текстуре поверхности.
Признанный одним из лучших рисовальщиков своего времени, Дега экспериментировал с широким спектром художественных средств, включая масло, пастель, гуашь, офорт, литографию, монотипию, восковое моделирование и фотографию. Благодаря дилерам Полю Дюрану-Рюэлю и Амбруазу Воллару полотна Дега попали в коллекции ведущих коллекционеров современности - Луизы Хавмейер, Щукина и Гарри Кесслера.
Единственная выставка скульптуры Дега за всю его жизнь состоялась в 1881 году, когда он продемонстрировал «Маленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу». Восковая фигура девочки вызвала бурную реакцию критиков – Дега одел ее в настоящую одежду. Художник создал значительное количество других скульптур в течение четырех десятилетий, но они оставались невидимыми для публики до посмертной выставки в 1918 году. Ни «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», ни другие скульптуры Дега не были отлиты из бронзы при жизни художника.
Эдгар Дега
«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица»
Воск
Национальная галерея искусства, Вашингтон
1881
Дега был, пожалуй, самым откровенно враждебным членом художественного авангарда, описанного Писсарро как «свирепый антисемит». После дела Дрейфуса он порвал со всеми своими еврейскими товарищами, включая своего давнего друга Людовика Галеви.
Хотя у Дега не было формальных учеников, он оказал большое влияние на нескольких важных художников, особенно на Жана-Луи Форейна, Мэри Кэссетт и Уолтера Сикерта. Его самым большим поклонником, возможно, был Анри де Тулуз-Лотрек.
Несмотря на то, что Дега подвергался критике, к моменту его смерти он считался одним из лидеров французского искусства конца XIX века. Он оставался холостяком на протяжении всей своей жизни и, как известно, не имел никаких романтических связей. Мане отметил, что Дега «не способен любить женщину». Он умер 27 сентября 1917 года в Париже, бездетный и одинокий.
После его смерти в 1917 году в его мастерской было обнаружено более 150 скульптур. Большинство из них были сделаны из непостоянных материалов и находились в аварийном состоянии. Стремясь продать все, что можно, наследники Дега заключили контракт с литейным заводом Hеbrard в Париже, чтобы отлить 74 скульптуры из бронзы.
При всей стилистической эволюции некоторые черты творчества Дега оставались неизменными на протяжении всей его жизни. Он всегда создавал произведения в помещении, человеческая фигура всегда оставалась основным предметом изображения. Он часто создавал серии на одну тему или переписывал сюжет по несколько раз, варьируя число изображаемых или их расположение. Его работы, как писал Эндрю Фордж, «были подготовлены, рассчитаны, практиковались, развивались поэтапно. Приспособление каждой отдельной части к целому, их расположение было поводом для бесконечного размышления и эксперимента».