Аристарх Лентулов

Аристарх Лентулов

Аристарх Лентулов жил и работал в эпоху небывалых революционных сдвигов, огромных исторических событий. Человека широкой и доброй души, мы знаем его по работам, где он писал яркими и чистыми красками. «Рисовать карандашом мне не хотелось. С самых ранних лет и по сей день я воспринимал мир исключительно через цвет и свет».

Аристарх Васильевич был уроженцем маленького села вблизи Пензы. Его отец был сельским священником и, к сожалению, он скончался в 1885 году, в тот год мальчику стукнуло три года. Казалось, его жизнь расписана – сперва он поступил в Пензенское духовное училище, далее перешел в духовную семинарию. Но у Аристарха с детства проявилась любовь к рисованию, а проторенная колея его не прельщала.

Лентулов Аристарх Васильевич. «Василий Блаженный». Государственная Третьяковская галерея, Москва, 1913

Свой путь человека искусства он начал в Пензе, где в 1898 году проводился первый набор в недавно открывшееся художественное училище. Но здесь учеба у него не сложилась – спустя два года он поддался ученическим революционным настроениям и вышел из училища. Далее началась череда мест – через четыре года учебы в Киевском художественном училище, он был отчислен за прогулы занятий. Затем на год возвратился в Пензенское училище, но бросил его ради более перспективного места – Академии Художеств, куда так тянуло всех художников, но провалил вступительные испытания. Вряд ли можно утверждать о систематичности полученных им за эти годы знаний, ведь он слишком метался.

Если считать периодом формирования манеры художника первое десятилетие ХХ века, то необходимо сказать, что поначалу (где-то до 1909 года) этот интерес был весьма широк. Художник одинаково комфортно чувствовал себя и в кругу голуборозовцев, и в кругу мирискусников, и при общении с Бурлюками, уже зараженными последними тенденциями Парижа. Юный Лентулов начинал совершенно банально – он, как и многие, любил Репина.

Лентулов Аристарх Васильевич, «Москва», Государственная Третьяковская галерея, Москва, 1913

Пройдя через интерес к Врубелю, Борисову-Мусатову, Гогену и его последователям, фовистам, он выработал вполне самобытную манеру письма, в которой большую роль играли яркий цвет, декоративное начало, этюдность композиции и колорит, который был построен на доминирующем розовом цвете. Завершило дело «кубистический» удар – и собственно технический арсенал оказался собран.

Следующие четыре года художник посвятил себя «встраиванию» в современный выставочный процесс, поиску единомышленников, самоидентификации. Путь его был довольно извилист, он почти метался, стремительно меняя художественные предпочтения. Одно время был близок к художникам «Голубой розы» с их меланхолией не без привкуса символизма; «заигрывал» с бывшими мирискусниками, добившись от Александра Бенуа признания собственного дара («Картины его поют и веселят душу…» - писал Бенуа); находил общий язык с самыми левыми авангардистами (с тем же Ларионовым, например). Со временем его самосознание стало определяться все отчетливее. Пиковым моментом можно считать 1910 год, когда он знакомится с Машковым и Кончаловским. Это трио быстро нашло общий язык, на горизонте замаячила первая выставка «Бубнового валета» - она распахнула свои двери 10 декабря 1910 года. Эпоха «Бубнового валета» продлилась шесть лет, с 1910 по 1916 года. «Натюрморт в некотором роде является природой бубново-валетной живописи. В них я искал острых сочетаний цвета и взаимоотношений цвета и формы».

Лентулов Аристарх Васильевич. «Звон (Колокольня «Иван Великий»)». Государственная Третьяковская галерея, Москва. 1915

«По приезде в Москву в 1910 году я начал разговор о формировании общества художников, работавших в противовес декадентам и символистам, господ в искусстве того времени. Председателем общества был Кончаловский, я был выбран секретарем». Бубновому Валету суждено было сыграть большую роль в истории нового русского искусства.

В 1908 году художник женился на курсистке Марии Петровне Рукиной, которая впоследствии стала героиней многих его полотен. Будучи жизнерадостным, местами шаловливым, увлекающимся, художник вел легкую и веселую жизнь.

Жизнь вокруг него в буквальном смысле бурлила. Частыми гостями в его доме были А.Толстой, М.Волошин, В.Маяковский, братья Бурлюки, И.Северянин, В.Хлебников, В.Брюсов и многие другие выдающиеся представители художественной жизни столицы.

Лентулов Аристарх Васильевич. «У Иверской». 1916

Осенью 1911 года, чувствуя свое отставание от товарищей, художник с супругой уезжает в Париж, чтобы заниматься в академии Ла Палетт, где молодые живописцы со всего света изучали ультрамодный в то время кубизм. Проведя какое-то время в Италии, семья возвращается на родину. Четкие принципы кубизма художник разбавил яркой красочностью, не соблазнившись жесткой геометрией разъятых на части форм и монохромной палитрой.

Череда веселья подходила к концу. Участники группировки пересматривали свои позиции. В этом году и Машковский, и Кончаловский приняли решение уйти в возобновленный «Мир искусства», а через год к ним присоединился и Аристарх Лентулов.

Лентулов Аристарх Васильевич. «Тверской бульвар.Страстной монастырь». Государственная Третьяковская галерея, Москва. 1917 год

Натюрморты в некотором смысле были визитной карточкой Бубнового валета. Но сам Лентулов не обладал особой любовью к этому жанру. Но и он создавал яркие натюрморты. «Астры» (1913) – замечательный пример жанра, перед нами манера, которая принесла Лентулову известность. Мастер смело «раскубливает» предметы, выделяя из них гармонично сочетающиеся цветовые плоскости. Тем самым он в корне убивает привычное впечатление от созерцания цветов, пытаясь гиперболически выявить их прекрасную сущность. А если сравнить эту работу с более поздней «Перец и капуста» (1932), кажется, словно их писали два разных художника.

Лентулов Аристарх Васильевич. «Портрет актрисы А.С.Хохловой». Государственная Третьяковская галерея, Москва. 1919

Он много занимался портретом в начале своего творческого пути. Потом был перерыв, а всплеск нового интереса датируется концом 1910-х годов, когда наметился очередной перелом в его творчестве. Тут не обошлось без оглядки на классические образы, подтверждением чему служит «Портрет Е.С.Карезиной» (1923). К концу жизни он создал целую галерею портретов творческой интеллигенции, таких, как «Потрет художницы Т.А.Оранской» (1941). Во время дискуссии о месте портрета в современной живописи, он подчеркнул, что «Я считаю портрет произведением искусства только в том случае, если художник передал свое переживание от данного объекта».

Эволюция творчества художника явственно присутствует и в портрете, которому он придавал особое значение. Он прошел путь от кубофутуристического портрета до создания реалистических глубоко психологических образов.

Лентулов Аристарх Васильевич. «Автопортрет со скрипкой». 1919

Крым для художника был излюбленным местом, он часто там бывал. Привозил он оттуда в том числе и концептуальные картины – «Катарсисы (Замок в Алупке)» (1916). Не переставал он туда ездить и в советские годы. Более того, в 1926 году здесь был создан один из самых удачных пейзажей того времени – «Ай-Петри» (1926), который написан в традиционной манере.

В конце 1917 года Лентулов пишет картину «Тверской бульвар», где в условной форме пытается передать атмосферу того времени. «Я сам к октябрьской революции подошел с очень большим восторгом и волнением».

Особая страница в творчестве Лентулова – восторженные красочные гимны праздничной причудливой русской архитектуре. «Я писал соборы и церкви не из религиозных чувств. Они все скошенные расчленены, чего это чувство, конечно, не допустило бы, а просто из любви к русской архитектуре и в честности, к кремлевскому стилю и барокко».

Лентулов Аристарх Васильевич. «Нижний Новгород». 1925

В 1918 году на сцене Большого театра в дни октябрьских торжеств на созданном художником фоне был сыгран «Прометей» Александра Николаевича Скрябина. Он отмечал Лентулова как художника ближе всех стоящего к его цветомузыкальной идее. В этот же год он оформляет Театральную площадь к празднованию первой годовщины Октябрьской революции.

После октябрьской революции Летнулов принял активное участие в формировании новой художественной культуры: он был бессменным председателем общества московских художников, преподавал во ВХУТЕМАСе, участвовал в выставках.

Семья художника ощущала недостаток в средствах. В годы гражданской войны художник переехал в Сергиев Посад. 1927-28 годами датируется последний творческий подъем Лентулова, увенчанный созданием ряда великолепных работ. В это время он попытался избавиться от навязанных идеологических стереотипов и вернуться к себе самому. Сочтя в 1926 году нужным идти на компромиссы со «временем», Лентулов вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), но уже год спустя понял полную чужеродность среды, в которую попал и покинул АХРР.

Советские годы жизни Лентулова – настойчивая попытка найти себе место в стремительно идеологизируемой живописи. Он много преподавал, работал для театра, воевал с упрощенцами, доказывая ценность станковой картины. И на глазах сдавал одну эстетическую позицию за другой, пытаясь объяснить себе и всем необходимость возврата к реализму. В 1933 году состоялась персональная выставка Лентулова, посвященная 25-летию его творческой деятельности.

Лентулов Аристарх Васильевич. «Солнце над крышами. Закат». 1928

В 1931 году, во время пребывания под Москвой художник осознал ограниченность своих тем. Таким образом осознал необходимость командировки, во время которой воочию увидел преображение великой необъятной Руси в города-гиганты и индустриальные центры. В 1930-х он совершил несколько поездок по крупным стройкам пятилеток, «отчитавшись» после этого перед публикой серией индустриальных видов. За это время художник успел посетить Мариуполь, Донбасс, Тбилиси. В этих работах выступает тонким колористом и замечательным композитором.

В конце жизни он пытался соответствовать требованиям утвердившегося в советской живописи реализма. «Татарская улица. Ялта» (1932) – один из наиболее удачных опытов в этом роде.

Свою театральную деятельность художник начал в камерном театре. Работа с Алексндром Таировым дала огромный материал в области взаимопонимания режиссера и художника. Под руководством Таирова в опере Моссовета Лентуловым был поставлен «Демон». Режиссер и художник долго нащупывали тот стиль и форму, кот требовал этот поистине фантастический спектаклю Следующей его постановкой были сказки Гофмана в театре имени Комиссаржевской. Звезда Лентулова не погасла: в 20-е, 30-е, трудные 40-е годы он писал яркие, сочные, декоративно-праздничные картины.

Жизнь подходила к концу. В октябре 1941 года, когда под Москвой возникла критическая ситуация, он с семьей эвакуируется в Ульяновск. Через год вернулся в столицу, а 15 апреля 1943 года скончался. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Он прожил 60 лет, но и за эти годы, он, обладая редким живописным даром, сумел вписать особую, неповторимую страницу в историю русского предреволюционного и советского искусства.

Аристарх Васильевич Лентулов – Ландшафт, церкви (Новый Иерусалим), 1916 

Лентулов прошел любопытную и вместе с тем логичную эволюцию: от реалистического восприятия мира – через то, что он сам называл «академией методов», - к тоске по «новому реализму». При этом все высшие его достижения пришлись на серединный этап этого пути.

Стиль и технику Лентулова вполне можно анализировать. Но, занимаясь таким анализом, следует всегда не упускать из виду особенностей творческой натуры художника, среди которых едва ли не главное – его «естественность», в некотором роде «бессознательность» и способность увлекаться. Это у других тематика и «технология» художественных миров диктовались некими идеологическими убеждениями: у Лентулова все наоборот – он сначала писал, а потом более или менее удачно объяснял результаты своего труда.

 

  Искусствовед Фомирякова Анна


Наверх