Мировое искусство: Анри Матисс

Мировое искусство: Анри Матисс

Мировое искусство: Анри Матисс. Режиссер Дидье Босси. 1987

Вряд ли возможно снять полноценный фильм о таком художник, как Матисс, в котором были бы охвачены все периоды его творчества. Про Анри Матисса пишут книги, студенты художественных ВУЗов посвящают ему статьи и курсовые работы, про него снимаются фильмы. Одна из знаковых фигур ХХ века стала героем фильма «Мировое искусство: Анри Матисс» 1987 года. Удалось ли Босси охватить все сферы профессиональной деятельности знаменитого француза? Нет, но у него и не было этой цели. Фильм о гении предназначен уже для тех, кто хоть немного знаком с французским искусством того времени, для тех, кто раннее интересовался творчеством самого Матисса и техниками, в которых он работал.

Режиссер проделал большую работу, собрав достаточное количество архивных материалов (фото, видео), посетив музеи Европы и Америки и детально сняв известные и уникальные картины художника. Помимо всего прочего чувствуется, что командой создателей серии «Мировое искусство», в которое также входят фильмы о Рафаэле, Кало, Кандинском, Пикассо, собрана большая аналитическая база. При просмотре фильма обнаруживаешь много цитирования самого Матисса, его друзей, приятелей, коллекционеров и портретируемых. Таким образом ВВС помогает нам погрузиться в мысли художника и его окружения, понять отношение Матисса к тому или иному событию. Итак, о чем идет речь в самом фильме? О цвете и форме, в первую очередь.

В процессе рассуждения автором о цветах в картинах художника, мы мельком узнаем какие-то биографические факты, связанные с самыми важными событиями в жизни Анри Матисса. Команде ВВС было важно максимально близко и качественно отснять картины, о которых идет речь в художественном произведении.

С тех пор, как был снят первый фильм «Бекки Шарп» американского режиссера Рубена Мамуляна, кино обрело возможность менять цвет всего, включая картины Анри Матисса. Но как бы вы не старались воспроизвести цвет, проблема остается – тот ли это цвет? «Когда художник позволяет себе руководствоваться чувствами, мгновенно появляется нужный цвет» писал Гете и он, конечно, был прав.

У каждого из нас свое, индивидуальное чувство цвета. Матисс предоставил цвету абсолютную свободу распоряжаться всеми другими компонентами своих картин. Написанный в 1911 году «Интерьер с баклажанами» как бы предсказывает то, что будет появляться в живописи Матисса на протяжение всей его творческой жизни. Интерьеры, студия, дом становятся магическими местами, в которых реальность будет превращаться в произведение искусства. Мотив цветов наполняет всю картину, традиционная перспектива нарушена. В вазу на камине поставлен цветок – слегка успокаивающая деталь. Он вновь появляется на ткани цвета охры, прикрепленной к декоративной ширме. Узоры, цветы, ткань, холст – наследие ткачей присутствует у Матисса повсюду.

Матисс родился на севере Франции в Пикардии, районе, который славился своими прядильщиками и ткачами. Полотна ткани постоянно возникают на его картинах. Причудливые узоры и смелые цвета – это пристрастие было заложено в нем с рождения.

На его картинах повсюду узоры в головокружительном изобилии. Покрытая тканью ширма создает декоративный фон, дополняющий натюрморт. Ваза, статуэтка, блюдо с грушами расположены на трехмерной скатерти в тон настроению скромного достатка. Баклажаны занимают иное пространство – в окружении ткани они кажутся крошечными, но сразу обращают на себя внимание. В окне виден пейзаж, часто у Матисса это метафора раскрашенного холста. В «Интерьере с баклажанами» Матисс знакомит нас со своим излюбленным настроением - это нечто декоративное, роскошное, с восточным привкусом. Ординарный буржуазный мир разглядывается с необычной задумчивостью. Матисс говорил: «Я пишу не вещи, а отношения между ними».

 

Анри Матисс. «Интерьер с баклажанами». Частная коллекция. 1911

Жизнь Матисса запечатлена в черно-белых тонах. Он родился в последний день 1869 года в Като. Его родители были лавочниками, отец торговал зерном, мать - скобяными изделиями. Глава семейства хотел, чтобы Анри избрал юридическую стезю. В 1888 году Матисс стал секретарем поверенного. В 1890-м году, когда он лежал в постели с аппендицитом, мать подарила ему коробку с красками. «Я чувствовал удивительную свободу» - рассказывал он позднее о своих первых попытках в тишине и одиночестве. Дело и удовольствие, разум и чувственность, порядок и авантюры – Матисс был соткан из противоречий. Одна его половина, любящая роскошь- материалист, другая – мечтательный поэт; одна его часть жаждет запечатлеть реальный мир, другая- дух.

Младший сын Анри Матисса Пьер, известный галерист и искусствовед, любезно предоставил для фильма качественные черно-белые фото, почти на всех отец находится за работой. Матисс писал: «Я так же невидим в работе, как оператор, снимающий незнакомый пейзаж из окон несущегося локомотива».

Путешествия всегда приводили к переменам в творчестве Матисса. Он часто бывал в Нью-Йорке, «Будь я моложе, я бы без колебаний поселился здесь. Свет Нью-Йорка исключительно красив». Ганс Хофман, Марк Ротко, Барнетт Ньюман, Френк Стелла, возможно даже Джексон Поллок – все они видели картины Матисса в нью-йоркском музее современного искусства в 1930-е годы. Они восхищали их и вдохновляли.

«Танец» - картина 1909 года – простое удовольствие, но трудная задача. Как передать вихрь движения на неподвижном холсте? «Когда мне нужно было написать «Танец» для Москвы, я просто пошел воскресным днем в Мулен де ла Галетт и посмотрел, как там танцуют в первую очередь фарандолу».

Анри Матисс. «Танец». Музей современного искусства, Нью-Йорк. 1909

«Танец» - увеличенная деталь картины «Радость жизни» написанной в 1906 году, которую режиссеру не позволили снимать в цвете – она находится взаперти в фонде Барнса в Филадельфии.

Анри Матисс. «Радость жизни». Фонд Барнса, США. 1906

Нью-Йоркская картина – эскиз картины, заказанной Матиссу одним из его первых клиентов Сергеем Щукиным, миллионером, бизнесменом революционной России. На стенах бывшей резиденции князя Трубецкого Сергей Щукин разместил великолепную коллекцию современной французской живописи – Гогена, Сезанна, Пикассо, Матисса. После революции картины Щукина были реквизированы советскими музеями.

 

Картины Матисса в особняке С.Щукина

В 1930-х и 40-х Матисс и Пикассо оказали влияние на целое поколение американских художников, но задолго до этого два великих новатора вызвали восхищение у художников русской революции - Татлина, Малевича и Родченко. Русских художников пленила иконообразная простота и покой картин Матисса. На лицо было и сильное сходство между восточными образами, которые открыл для себя Матисс во время поездки в Алжир в 1910 году и русским народным искусством, которое вновь открыл для себя советский авангард. Загадки Востока заставляли Матисса ездить по миру – из Северной Африки в Константинополь. Искусство иконописи вселяло в него мужество, он говорил: «Ты смиряешься, гораздо лучше видеть, что твои усилия подкрепляются древней традицией».

Анри Матисс. «Красная студия». Музей современного искусства, Нью-Йорк. 1911

Насыщенные узоры «Интерьера с баклажанами» сменил всеобъемлющий, всепоглощающий красный цвет. Красное вместо мебели, пола, потолка и стен. Тень и контуры взамен перспективы. Главный источник света на картине – сам цвет. Все затопил цвет, даже само время – часы лишились стрелок. Только другие картины остались нетронутыми. Но по его словам он не стал истинным колористом, пока не научился использовать черный цвет. «Когда я не знал какой цвет класть, я клал черный. Черный – это мощь».

Между 1917 и 1930-ми годами Матисс неустанно путешествует и изучает. С 1921 он стабильно совершает поездки на юг Франции. Часто Матисс пишет время ожидания, которое еле тянется. Он бесстрастно наблюдает за мрачной эротикой окружающего его мира, все отстранено, как если бы художник находился на другой волне, чем иной мир. Вазы, изящные цветы странно безжизненные. А эти женщины на полотнах сами превращаются в натюрморты, фарфоровые фигурки, нереальные куклы.

Парадигма этой тревоги была создана в 1925 году – декоративная фигура на орнаментальном фоне. Мы видим женщину или гладкокожую восточную статуэтку? Это столкновение многоцветных тканей, рождающее ощущение чего-то кричащего, вульгарного занимает особое место в творчестве Матисса. На переднем плане – четыре апельсина в зеленой миске. Многие годы Матисс держал эту декоративную фигуру в своей коллекции. Других своих одалисок с их бесконечными сиестами он продал богатым американским коллекционерам.

Анри Матисс. «Декоративная фигура на орнаментальном фоне». 1925

С 1895 года Матисс учился в школе изящных искусств у закоренелого консерватора Вильяма Бугро и более продуктивно у Гюстава Моро. На вступительных экзаменах у Матисса были следующие баллы: 0 по архитектуре, 4 по скульптуре, 13 по истории искусства, 4 по перспективе, 17 по обнаженной натуре. Среди его сокурсников были Марке и Дерен. Матисс был самым старшим, и друзья называли его доктором. Сухой академизм, искусство гипсовых копий – таким было классическое образование, которое студенты получали в школе. Но в Гюставе Моро Матисс нашел прогрессивного педагога, призывавшего учеников продолжить свое обучение не в классе, а в залах Лувра. Бугро как-то предсказал Матиссу: «Вы никогда не сможете рисовать». А Моро считал, что Матиссу суждено упростить живопись.

В Лувре Матисс делает копии Филиппа де Шампаня. В 1898 году Моро умирает, Матисс заканчивает школу. Он женится и впервые едет на юг Франции. По совету Пикассо он проводит медовый месяц в Лондоне и изучает Тернера. В 1899 году художник продает обручальное кольцо жены и покупает на эти деньги рисунок Ван Гога, гипсовую статуэтку Родена, картину Гогена и «Купальщиц» Сезанна. Художник учился вплоть до 1905 года. В конце концов его эксперименты приводят к радикальному решению – к взрыву живописной энергии и цвета.

«Женщина в шляпе» - сознательный вызов традиционному портрету. Эта картина шокировала буржуа – чистый цвет, броские мазки. Для этого образа запретной чувственности характерно и то, что женщина сильно накрашена. Эта картина принесла ему известность. Знаменитое семейство Стайн, известные сторонники авангарда покупают его картины.

 

Анри Матисс. «Женщина в шляпе».Музей современного искусства, Сан-Франциско. 1905 

Принадлежавший поколению Тулуз-Лотрека и Синьяка, Матисс был старше Пикассо на 11 лет. Отношения между ними двумя, самыми знаменитыми художниками столетия, в то время носили характер ожесточенного соперничества. В 1907 году Матисс подарил Пикассо портрет своей дочери. А спустя три года, в 1910 Дерен посоветовал Матиссу не ходить в студию Пикассо на Монмартре, так как некоторые кубисты-фанатики использовали «Портрет Маргариты» в качестве мишени для дротиков.

В Национальном музее современного искусства в центре Помпиду находится еще один уникальный шедевр Матисса - «Портрет Огюста Пеллерина». Бизнесмен изображен в качестве погруженного в медитацию восточного человека. Матисс писал: «Я говорю своим натурщикам –вспомните какую-нибудь историю и думайте о ней. В сущности, то, что я пишу, личный фильм моего натурщика».

Анри Матисс. «Портрет Огюста Пеллерина». Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж. 1917

В 1946 году художник приступил к уникальному проекту – Капелле Четок в Вансе. Он занимался всем – витражами, фресками, белыми керамическими плитками, облачением священнослужителем, шпилем, алтарем. Он даже выбирал музыку, которая должна была звучать в капелле. «Я рассказываю на стенах черно-белые истории. Солнце, играющее на окнах, делает остальное». Понадобилось много лет, чтобы искусство Матисса приобрело окончательную форму. Одно дело видеть фотографии его церкви, другое – наблюдать как там проходит служба. Режиссер Босси вставил в фильм съемки самой службы в капелле.

Вследствие рака кишечника художнику делают операцию, после которой он стал по сути прикованным к постели. И все же в его искусстве виден новый энтузиазм и свобода, возвращается энергия старого фовиста, чувствуется влияние восточной каллиграфии. Его студия и квартира на холмах над Ниццей превращаются в домашний рай, полный экзотических растений и птиц в клетках. У Матисса, человека из Пикардии, вновь пробуждается интерес к текстильным изделиям. Его окружают привезенные с Таити церемониальные ткани гигантских размеров. Воспоминания о южных морях вновь не дают ему покоя спустя 20 лет.

Подводя итог, хочется сказать, что фильм 1987 года однозначно стоит своего внимания. Но для того, чтобы этот час не прошел зря, можете изучить наши ранние статьи о Матиссе (они представлены в разделе «Новости»); прочитать книги о художнике Александра Иличевского, Луи Арагона, Раймона Эсколье; изучить литературное наследие самого художника – «Заметки живописца».

 

  Искусствовед Фомирякова Анна


Наверх