Картина Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия Х»
Будучи придворным живописцем, Диего Веласкес за всю свою долгую жизнь создал огромное количество портретов. Он был ведущим вкладчиком в испанское искусство первой половины XVII-го века и ведущим художником при дворе Филиппа IV Испанского, царствовавшего с 1621 по 1640 годы. В отличие от идеалистического барочного искусства современников, таких как Рубенс и Пуссен, Веласкес известен прежде всего особым натурализмом. Он писал мир таким, каким он его видел, а не создавал сложные аллегорические образы. Таким образом, его портретная живопись славится своим вниманием к не романтизированной внешности натурщика.
Диего Веласкес. Портрет папы Иннокентия. 140х119 см. Галерея Дориа-Памфли, Рим. 1650
Жест, движение и отдельные аксессуары в его портретах отсутствуют, но, тем не менее, его картины наполнены жизнью за счет воздушного фона, тончайшего синтеза красок и эффектов цветовых сочетаний. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Кого бы ни изображал Веласкес, начиная от короля и самых могущественных лиц Испании, он изображает своих героев такими, как они есть, с тончайшим психологизмом передавая через внешность внутреннюю индивидуальность образа, характер своих персонажей.
Портрет папы Иннокентия Х был выполнен во время поездки Веласкеса в Рим в середине XVII века. Кажется, Веласкес сделал предложение написать портрет во время аудиенции у понтифика в 1650 году, вероятно, для того, чтобы получить допуск в престижную Академию искусств в Риме (Академия Св.Луки) и Папскую академию изящных искусств (Congregazione dei Virtuosi al Pantheon). Этот портрет, по мнению большого количества специалистов, считается одной из лучших когда-либо созданных работ.
Джамбаттиста Памфили (1574-1655), родившийся в одной из самых влиятельных семей Европы, прежде чем стать папой Иннокентием X (1644-55), был кардиналом. Удивительно энергичный и трудолюбивый для своего возраста, он считался суровым, вспыльчивым, подозрительным и хитрым человеком. Его папское правление было отмечено скандалами и насилием, хотя ему удалось увеличить власть Святого Престола в Италии и за рубежом.
После того как Веласкес написал портрет папы Иннокентия Х, его приняли в члены Академии Св.Луки: это большая честь, признание его заслуг как живописца. На протяжении XVII и XVIII столетий, портрет был скрыт от глаз, его мог видеть только ограниченный круг лиц.
Портрет папы он пишет, опираясь на композицию портрета папы Юлия II, известной работы гениального наблюдателя человеческого характера Рафаэля. В этом, несомненно, проявилась его смелость как художника – соперничать в Риме с самим кумиром римских академиков. Сохранив в целом композицию Рафаэля, Веласкес пишет совершенно иной по содержанию портрет. Но в отличие от Рафаэля, изобразившего Юлия II в узком пространстве, погруженным в себя и не обращающим внимания ни на кого, Иннокентий Х предстает перед нами как экстравертный персонаж.
Ключевой особенностью этого необычного примера испанской живописи являются глаза папы Иннокентия, которые пристально наблюдают за зрителем, обнаруживая проницательный ум и бдительность восседающего - человека, который также остро осознает свою власть как понтифика. Его цепкий взгляд устремлен на зрителя, занавес за его спиной буквально «выталкивает» фигуру понтифика, складки его блестящих атласных алых и белых одежд словно изливаются на зрителя. Во время написания портрета Веласкес сознательно сужает колористическую гамму, делая фокус лишь на двух тонах – красном и белом. Мастеру настолько хорошо удалось передать саму фактуру материалов, что картина совсем не кажется скучной или монохромной. Напротив, она гармонична и даже в чем-то изящна.
Это не мудрый старец, отвернувшийся от мира земного, но активно взаимодействующий с этим миром политик.
Иннокентий Х одет в белоснежную рясу, обшитую тончайшими кружевами, поверх нее накинута малиновая атласная сутана, а на голове красуется красная скуфья. Его руки, унизанные перстнями, спокойно покоятся на поручнях. Как и голландский художник-реалист Ян Вермеер (1632-1675), Веласкес пишет текстуры поверхности с большой виртуозностью. Обратите внимание на шелковый блеск сутаны, мягкий бархат на кресле и его обрамление, льняные складки альбы.
Рафаэль Санти. «Портрет папы Юлия II». Национальная галерея, Лондон. 108х81 см. 1511-1512
Лицо папы, необыкновенно живое, кажется то отталкивающим, то, напротив, симпатичным. Поговаривают, что сам папа, увидев портрет, сказал: «Troppo vero!» - «Слишком похож!». В левой руке Папы органично вписанная в пространство картины подпись художника – письмо с надписью: «Наисвятейшему папе Иннокентию X Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец его величества, короля католического».
За все столетия картина ни разу не меняла своего местоположения – с момента написания и по сегодняшний день она принадлежит частной галерее Дориа-Памфли (Иннокентия Х в миру звали Джамбаттиста Памфили), в основе галерее лежит его коллекция.
Фрэнсис Бэкон – один из самых выдающихся представителей фигуративной живописи - многократно копирует образ папы, созданный Диего Веласкесом. Так, например, шедевр испанского художника, был интерпретирован Бэконом в работе «Вариация на тему портрета Папы Иннокентия Х» в 1953 году. Он утверждал, что буквально свихнулся на образе Папы, его приводило в восторг колористическое сочетание, использованное Веласкесом. В период с 1950 по 1960-е годы, он пишет около 45 вариантов «кричащего Папы».